Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)

Страница 3

После переезда в село Каратуз в 1862 году В. Суриков в том же году пишет самую обширную свою поэму "Каратузская ярмарка", где изобразил местную "аристократию" и саму ярмарку.

С 1863 года В. Суриков стал издавать сатирический рукописный литок "Шаман, или Сойотская иллюстрация". Всего в течение года автор выпустил 80 номеров этого листка или газеты, каждый представлял собой 2 листа большого формата голландской бумаги с текстом и карикатурами, выполненными карандашом самим автором.

Номера "Шамана", по мнению видного историка литературы М.К. Азадовского, были "наиболее значительными по своему общественному содержанию изданием", которое являлось подражанием популярному в тогдашней России сатирическому журналу "Искра".

Этот по определению П.М. Головачева, "малообразованный, но умный и наблюдательный провинциал" язвительно и резко продолжал обличать пороки системы управления, особенно откупа, взяточничества чиновничества, самодурство местных богачей.

Так, в одном из первых номеров "Шамана" в "отделе правительственных распоряжений" автор пометил объявление, что в губернском городке проводится лотерея - "разыгрываются места чиновников, подписки принимаются там же, в кухне с заднего хода".

В сатире "Откуп за могилы", помещенный в номер 1,2 "Шамана", изображены похождения откупщика в аду, где его встретили как дорого гостя. В стихотворении "Ксендз" автор с негодованием говорит о поляках - не ссыльных повстанцах, а о тех, которые "своеохотно прибежали сюда, обольщаясь наживой, оставив родину, как уже не путную, ибо они там нищенствовали и рады были куда-нибудь уйти, а здесь начинают проповедь, что они - истинные сыны своей родины". [2]

В конце 1863 года в "Шаман" прекратил существование, но В. Суриков объявил, что на смену ему придет "Пушка", "которая будет палить не ядрами, а конусообразными снарядами, называемые у европейцев остротами, снаряды же эти будут выливаться в форму правды". Автор намекает, что новое название листка дано в подражании "Колокола" Герцена, и по тем же мотивам листок будет менять свое местопребывание.

Судя по творчеству В. Сурикова, его политические взгляды не отличались цельностью. Он переходит нередко с демократических позиций в лагерь славянофилов и консерваторов.

Рукописные произведения появились и ходили среди губернского красноярского общества, которое составляли чиновники, местные и приезжие золотопромышленники, и их служащие, а так же часть интеллигенции. Некоторые любители составляли целые рукописные сборники. Один из них, в частности, находится в бумагах сибирского краеведа Кытманова, хранящийся в Енисейском филиале государственного архива Красноярского края (далее будем называть его "Енисейский сборник"), другой - в Москве, в государственном историческом музее.

В Енисейском сборнике, кроме "Панорамы" Бутакова и сатирического дополнения к ней "Автору Панорамы града Красноярска", находится стихотворение "К ней".

В московском сборнике содержится идентичный текст "Панорамы" (только фамилии называемых лиц даны их начальными буквами с номерами, а расшифровка приводится в конце сатиры. Вместо же продолжения ее дан "Ответ читателям "Латкина - сына"). Кроме того, в этом сборнике содержится два произведения - "Недовольные" и "Тип", возможно, принадлежащие, судя по общему заголовку сборника, тоже перу Бутакова [3].

"Панорама" является типичным образцом салонной поэзии. Она в непритязательной литературной форме знакомит с завсегдатаями и отдельными столпами "общественного собрания" губернского Красноярска середины 19 века. Фрондирующий автор, зачастую произвольно выбирая какую-нибудь черту характера либо особенность внешности и пользуясь преимущественно черной краской, попытался отобразить ограниченность и духовную пустоту большинства представителей местного "высшего общества".

Обличительные социальные мотивы в "Панораме" едва проглядываются, да и сам автор не стал себе такую цель: "но ведь бумагу я мараю, чтоб только скуку разогнать" - признается он. В этом отношении неизмеримо выше написанная после 1861 года поэма "Недовольные", в которой в ядовитой гротескной форме показана реакция консервативных слоев общества и реакционных литераторов типа Фаддея Булгарина на отмену крепостного права в России. Убийственно точно показал и тип сельского священника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Почитание животных
Обитателями среднего мира кроме людей, являются животные – сармик,,. Слово «сармик,,» в ненецком языке служит для обозначения понятий «птица», «зверь», «животное» и, следовательно, употребляется в самом широком смысле. Промысловая деятел ...

«Пристойно вновь быть городу, край самой степи калмыцкая..»
Целью моей работы не является, полное освещение возникновения города на Иртыше, но хотелось бы отметить, что современная городская территория была освоена человеком за многие тысячелетия до возникновения Омска. Это доказывают археологичес ...

Политика царского правительства в отношении коренных народов сибири по «Уставу об управлении инородцами»
«Устав об управлении инородцами был составлен М. М. Сперанским и его ближайшим помощником инженером Г. С. Батеньковым. Они пытались как-то ограничить произвол чиновничества, усилить контроль за действиями местной администрации.[xiii] Уст ...