Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)

Страница 7

В 1874 году антрепренер А. Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу, но вскоре она распалась. Из остатков труппы было сформировано первое в Сибири актерское товарищество. Но оно просуществовало недолго из-за трудностей финансового характера.

В 1887 году красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства. По его инициативе функции попечения театра были переданы из ведения городской управы в руки Общества. Материальные нужды театра покрывались за счет частных пожертвований членов Общества. Репертуар театра был очень насыщен. [3]

С 1873 гола театральные постановки давались в деревянном здании городского театра. В 1898 году оно сгорело. Новый театр, построенный почти полностью на собранные по подписке деньги, был торжественно открыт 17 февраля 1902 года. Ему было присвоено имя великого русского поэта А.С. Пушкина. С этого времени в театре работала постоянная труппа.

Большой популярностью у красноярцев пользовались музыкальные вечера, обычно проводившиеся в зале Благородного собрания. Часто приезжали столичные гастролеры. В ноябре 1882 года был организован кружок любителей музыки. Большой вклад в его деятельность внес С.М. Безносиков, ученик Н.А. Римского - Корсакова, организовавший симфонический оркестр в Красноярске в 1887-1888 годах. На концертах оркестра пропагандировалась русская классическая музыка, ставились сцены из опер.

Прогрессивно настроенная часть местных чиновников и интеллигенции, а так же отдельные представители духовенства вели изучение и описание флоры, фауны, природных богатств, истории и современного состояния народов и племен огромного Приенисейского края.

Одним из ведущих художников русского реалистического направления был В.И. Суриков. Он родился в Красноярске 24 января 1848 года в небогатой казачьей семье.

Суриков окончил уездное училище. А с 1862 года работал канцелярским писцом в Енисейском губернском правлении. Он учился рисованию у художника Н.В. Гребнева. В 1868 году В. Суриков ушел с попутным обозом в Петербург и был принят в число вольнослушателей Академии художеств.

Суриков горячо любил Сибирь. Знаменитый художник, живя в Москве, часто приезжал в Красноярске. Последний раз он был в родном городе летом 1914 года, за полтора гола до своей смерти. "Я всегда одним глазом гляжу в Сибирь", - говорил неоднократно В. Суриков. Для многих своих исторических картин он находил материал в Красноярске, Минусинске, делал этюды, зарисовывал сцены быта, оружие, костюмы и т.п. приезды В.И. Сурикова на родину оказывали благотворное влияние на развитие художественных традиций, формирование местной живописной школы, становление молодых сибирских художников. [6]

Непосредственно на сибирские сюжеты написаны картины "Покорение Сибири Ермаком", "Меньшиков в Березове", "Взятие снежного городка", эскизы к "Красноярскому бунту". Сибирские наблюдения и впечатления сказывались и на других произведениях В. Сурикова, по содержанию далеких от Сибири ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Степан Разин", "Переход Суворова через Альпы").

Об этом влиянии писал сам В. Суриков: "Улицы в "Боярыне Морозовой" почти целиком принесены из Красноярска. От туда же взяты типы стрельцов, Суворова, Разина…Все женское царство…Морозовой вышло из нашего дедовского дома в Торгашено".

Картины в. Сурикова отразили жизнь народа, его борьбу и героические подвиги. В 1948 году в доме, где он родился и вырос, открыт музей его имени.

Многие видные деятели культуры и науки, побывавшие в нашем крае, неизменно предсказывали ему огромной будущее.

Всего один день, 28 мая 1890 года, был в Красноярске А.П. Чехов. Но как много он увидел, в каких неумирающих словах запечатлел он Красноярск и Енисей, прозорливо увидел замечательное будущее края.

А.П. Чехов совершил поездку на Сахалин через Сибирь, чтобы "возбудить интерес в обществе" к тяжелому положению далекой окраины царской России. Это был настоящий гражданский подвиг писателя. Ехал он в кибитке по бездорожью тем путем, по которому тогда гнали в ссылку и на каторгу тысячи людей. "Ехать было тяжело, временами несносно и даже мучительно", - писал А.П. Чехов из Иркутска. [3]

Город Красноярск и Енисей произвели на А.П. Чехова большое впечатление. Здесь он думал о будущем Сибири.

В замечательных очерках "По Сибири" он писал: "Енисей - широкая, быстрая, гибкая река; красавиц лучше Волги". "…Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей - могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать силы и молодость…В берегах Енисею тесно". "На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том - горы, напоминавшие сне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: "Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Состояние межэтнических отношений
Этнокультурное пространство нашей страны отличается тем, что Россия также, как и СССР, сложилась как государство полиэтничное и многокультурное. Этническое «небольшинство» - это, прежде всего, народы, живущие на «своей» территории, даже е ...

Условия и причины возникновения аталычества
Ученые объясняют этот феномен по-разному. Одни выдвигают на первый план социально-педагогические мотивы: сыновей отсылают из дома, чтобы не разбаловать их и одновременно избежать конфликтных ситуаций, как Эдипов комплекс, соперничество от ...

Цыгане на территории России: наши дни
Единого цыганского народа не существует, имеется множество групп. Они очень сильно отличаются друг от друга языком, занятиями, исповедуют разные религии. Бывает даже так, что одна группа не считает другую за цыган. РУССКА РОМА Русские ц ...