История формирования художественной обработки металла

Страница 1

Россия всегда славилась мастерством художественной обработки металлов, оружейном и в самоварном производствах, в прикладном искусстве, попытка открыть ещё одну страницу книги о русских умельцах – это, значит, осветить непосредственную связь художественного металла с архитектурой городов, с окружающей средой, его особую роль в архитектурной и эстетической организации пространства. По возможности дан анализ бесценного наследия многих поколений русских мастеров художественной обработки металла, в том числе и наших современников. Выявлены периоды развития художественной металлообработки, влияние различных стилевых направлений, характеризующихся относительно устойчивыми художественными признаками: ритмическими, композиционными, пластическими и другими. Но основное внимание уделяется тому, чтобы показать влияние на развитие художественной обработки металла художественных местных традиций, а также народного искусства. Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и сугубо местный. Так, русское просечное железо (дымники, водостоки, флюгера), по существу не знает аналогов.

Металл является одним из наиболее древних материалов, который человечество открыло, и начало широко использовать. На первых порах это были самородные металлы - золото, серебро и медь. Метеоритное железо стало применяться с IV тысячелетия до н. э. Добыча и обработка железной руды относятся ко II тысячелетию до н. э. Холодную обработку металлов дополнили горячая ковка и литьё, правда, для этого человечеству потребовалось не одно тысячелетие. Из всех металлов наибольшее применение получило железо. Знания и опыт в области обработки железных руд стали мерилом богатства и военной мощи.

В нашей стране металлургия железа известна с XII - VI вв. до н. э. Русская земля, богатая железными рудами, не является исключением. Здесь издревле железо служило как для изготовления оружия, так и орудий труда, украшений и т. п. Добывалось оно из бурых железняков, озёрных и болотных руд, обжигаемых на открытом огне, в ямах или глиняных печах. Дальнейшее развитие здесь металлургии явилось базой для создания промышленной металлообработки, в частности оружейного производства, которое сыграло решающую роль в рождении художественной обработки металлов как особого явления в культуре и искусстве.

Формирование особенностей художественного металла, как составной части русской национальной культуры, началось со времени образования в конце XVII века всероссийского национального рынка, в пору петровских преобразований. Решающую роль в развитии художественной металлообработки сыграло основание Петром I в начале XVIII века первого государственного оружейного завода на базе существующих к тому времени кузнечного и оружейных промыслов. К середине XVIII столетия изделия русских мастеров с применением гравировки с позолотой, инкрустации, отделки стальными "алмазами" приобрели широкую известность не только в обеих российских столицах, но ив других странах. Русские металлисты создали и множество архитектурно-художественных украшений для разных городов России. Украшений, поражающих тонкостью работы, неуёмной фантазией. Это кованные и литые решётки, козырьки над входами и балконы, лестницы и парапеты, декоративные элементы на коньках крыш и шпицах, флюгера и фонарные кронштейны, и многие-многие другие изделия, облагораживающие облик и ставшие неотъемлемой частью деревянных домов ремесленного люда, каменных казённых зданий и богатых особняков знати.

Кузнецы, литейщики и жестянщики, многие поколения которых трудились над созданием высокохудожественных и монументальных декоративных произведений, упорно добивались органичного сочетания и связи металлических украшений с архитектурным образом, органического слияния металла с камнем и деревом. Всё это способствовало формированию неповторимого, самобытного архитектурного облика города оружейников.

Живописная застройка, впечатляющая многообразием применения художественного металла и архитектурных форм, с множеством колоколен, башен и башенок, теремков и мезонинов, шпилей и других, выступающих над крышами элементов, украшенных ажуром и придавшим силуэту города остроту и праздничность. Многочисленные дымники, кольца над затейливыми козырьками и зонты у подъездов домов зданий, ограды набережных и скверов, придавшие сказочность обстановке и зрелищность искусственно созданной среде окружающего человека мира. Так выглядят многие города на старых открытках. И в этом немалая заслуга кузнецов, литейщиков, жестянщиков и других мастеров по металлу - истинных художников в своём деле.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Формирование хирургической школы
Выдающуюся роль в развитии хирургической службы на вологодской земле сыграл известный хирург и общественный деятель, ученик П.П. Мокровского Александр Павлович Цветков . Он поступил в Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию. Училс ...

Церковь Распятия Господня
По жалованной грамоте Патриарха Адриана в 1665 году здесь основан Новорождественский девичий монастырь. Впоследствии переименован в Распятский. Прообразом Распятского собора считают Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. В XVIII веке ...

Историко-архитектурный ансамбль Вологодского Кремля бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник
Спустившись с колокольни, перейдем к осмотру Архиерейского двора. Под этим названием подразумеваются постройки на дворе вологодских архиепископов. В настоящее время в этих зданиях размещается областной краеведческий музей. Вход устроен ме ...