Национальный состав Астраханской области

Страница 1

История заселения Астраханского края

Уже со второй половины XVI века в Астраханский край, наряду с русскими, начали прибывать армяне, бухарцы, хивинцы, персы, индийцы. Их привлекала выгодная торговля с Московским государством, поскольку правительство поощряло развитие торговли с восточными странами, предоставляя различные льготы заморским купцам. С XVII века в Астрахани появляются гостиные дворы персов, армян, индийцев, учреждаются торговые компании. Однако одними из первых здесь стали обосновываться армяне, многие из которых со временем превратились в местных жителей. В первой половине XVIII века они уже имели в Астрахани свои дома, церкви, гостиные ряды, открыли Джульфинскую компанию для торговли с Персией. В указе от 23 сентября 1725 года армяне именуются уже "астраханскими жителями с давних лет", о чем свидетельствует М.С. Рыбушкин в своих записках об Астраханском крае.

Европейцы также стремились завязать торговые отношения с Астраханью, а через нее и со странами Востока. Особенно энергично действовали англичане.

В 30-х годах ХVIII века степи Северного Прикаспия стали местом обитания калмыков, ранее кочевавших по необъятным просторам Западной Монголии. Здесь, в Прикаспии, у калмыков завершился процесс феодализации. С многочисленными стадами овец, табунами лошадей они переезжали с места на место в поисках пастбищ, мест для зимовок скота, водопоев.

Перекочевав с Северного Кавказа, в астраханских степях в 1740 году появились кундровские татары, или карагапш, — потомки ногайцев. Присоединившись к калмыкам, они в 1755 году приняли русское подданство. В течение XIX века среди них шел процесс перехода к оседлому образу жизни[1].

В конце ХVIII века на территории Астраханского края появились казахи. В 1799 году при посредничестве командира Астраханского казачьего полка Попова хан одной из Казахских Орд Букей начал переговоры с русским правительством о получении русского подданства с предоставлением ему степных кочевий между рекой Урал (Яик) и Волгой. В 1801 году Павел I дал на это согласие. В 1801 — 1802 годах несколько сот кибиток Букея легально появились в Астраханском крае. По имени хана Букея Казахская Орда получила название Букеевской, а по своему территориальному, географическому положению — Внутренней. Следует также отметить, что исторически многочисленной группой в Астраханском крае было татарское население, с давних пор ведшее оседлый образ жизни, занимающееся всеми видами хозяйственной деятельности, внесшее большой вклад в экономическое развитие края.

В начале XIX века в Астрахани проживало около 30, а в середине века — примерно 45 тысяч жителей. По первой Всероссийской переписи населения 1897 года в Астраханской губернии, площадь которой составляла 207193,3 квадратных верст, проживали 994775, жителей, среди которых 134531 человек проживали в городах, 860244 — в сельской местности. В самой Астрахани насчитывалось 113001, в Енотаевске — 2807, в Красном Яру — 4684, Черном Яру — 5144 жителя. В 1915 году население губернии составляло 1430000 человек.

Своеобразием астраханского казачества был его полиэтнический состав. Здесь были русские и поляки, калмыки и татары, малороссы. Казачество являло пример и религиозной терпимости. Хотя подавляющее большинство казаков были православными, среди них были, кроме того, мусульмане, католики, старообрядцы. Будучи весьма отличными по этническим и религиозным признакам, казаки были объединены конвойно-караульной службой и взаимной экономической заинтересованностью.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Социализация носителей этнокультуры
Познание роли и места этничности в современном обществе несет и глубоко личностный смысл. Каждый человек в течение своей жизни неоднократно пытается ответить на простой вопрос: "Кто я?" Смысл этого вопроса и скрывается в невозмо ...

Демидовские премии
Еще будучи губернатором в Курске, он прослыл благодетелем края. Во время холеры 1831 года построил там четыре больницы, за его счет был воздвигнут памятник поэту И.Ф. Богдановичу. Павел Николаевич был не чужд искусству, увлекался античной ...

Масленица (Масленка, Масленичная неделя, Сырная неделя, Сырница, Белая Мясоедь, Мясопуст)
Праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица относится к числу аграрных праздников, составляющих подвижную часть народного календаря. Срок её проведения зависит от даты главного христианского праздника Пасхи. По православным пасхал ...