Основные вехи развития округа, храмовое строительство во второй половине XVIII в. – первой половине XIX в.

Страница 6

Вводя такой коллегиальный механизм работы заводских приказчиков, Демидов рассчитывал на своего рода внутренний контроль их друг за другом, как гарантию от индивидуальных злоупотреблений. Но этот принцип, который по мысли заводчика должен был придать устойчивость заводоуправлению, оказался небезупречным. Возникавшее соперничество между крепостными приказчиками приводило к непрекращающимся раздорам и скрытым интригам между ними. И заводчику приходилось не только вновь и вновь поучать их, присылая в Тагил длинные наставления и прямые запрещения, но и предпринимать более действенные меры, опираясь на институт комиссаров.

Комиссар, как доверенное лицо владельца, не подвластное заводской администрации, мог стать своего рода арбитром в спорах между приказчиками и независимым информатором владельца по делам заводоуправления. Нужно было только сделать правильный выбор кандидатуры, что Демидову тогда удалось. В начале 1800 г. для обозрения, в каком порядке находятся заводы после проведенных реформ, он отправил в Тагил М. Данилова – крепостного, ставшего благодаря своим незаурядным способностям, доверенным лицом заводчика Данилов с успехом справлялся со своими обязательствами и с рвением слал отчеты заводовладельцу.

Подвергся корректировке и механизм комплектования служительских кадров. Николай Демидов положил себе за правило, чтобы при управлении дел никого из вольных не иметь, а употреблять только крепостных, рассчитывая, что они, видя себя не свободными, не осмелятся сделать неприличного поступка. Николай Никитич решил опираться не просто на крепостных, а на особый слой крепостных управленцев – служащих, в то время уже складывавшийся на заводах. Таким образом, в организацию управления вводился принцип сословности, когда должности (особенно высшие) в административном аппарате занимали почти исключительно дети служащих.

Демидов берет под свой личный контроль все назначения на эти должности. По инструкции 1798 года запрещалось делать какие-либо перемещения служащих без согласования с ним. Владелец заводов считал, что жизнь каждого, кто находился при должности, должна зависеть единственно от собственной воли Демидова. Позже, поняв несостоятельность такого детального контроля и по просьбе управляющих, он согласился не вмешиваться в распределение служителей, кроме приказчиков отдельных заводов. При этом, однако, предупредил контору об ответственности за ее назначения и потребовал только, чтобы при всяком перемещении его уведомляли. Действенным средством удержания служителей от злоупотреблений стала постоянно висевшая над ними угроза увольнения с доходной должности, а то и исключение из престижного списка служащих. По его приказу служащие, не поддававшиеся исправлению, переводились в рабочий штат. В то же время Демидов приказал конторе составить особый список всех заводских жителей, которые в случае надобности заслуживали помещения в комплект служащих и имели к письмоводству способность.

Так происходили своего рода чистки слоя служащих, в результате которых из него отсеивались неугодные и привлекались способные. С воспитательными целями заводчик не только наказывал служащих, но и предоставлял им существенные льготы и награды. Так, на заводах считалось очень почетным в праздники облачиться в нарядный наградной кафтан, сшитый из подаренного заводовладельцем сукна. В качестве наград нередко выдавались также ценные подарки и денежные премии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие материалы:

Вологда в памятниках архитектуры XVII в. Церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор. Легенда о моровой язве
Церковь Константина и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необы ...

«Человек один раз рождается, один раз женится, один раз умирает»- говорят болгары
На мой взгляд, эта пословица в полной мере отражает отношение болгар к браку и семейной жизни. Взгляды народа на женитьбу ясны и категоричны: «Женитьба дана от Бога». Люди не могут представить себе, чтобы мужчина или женщина по своему жел ...

Ученый и просветитель Чокан Валиханов
Имена первых, да и вообще многих просвещенных омичей, связаны с Сибирским (Омским) кадетским корпусом. Это военное учебное заведение, первое в Сибири, ведет отсчет своей истории с 1813 года, когда по инициативе начальника Сибирской погран ...