Пещера Шульган-Таш как обьект поклонения

Пещера Шульган-Таш и озеро Шульган издревле являлись для народов Южного Урала объектом постоянного поклонения. Уже сейчас имеется достаточно доказательств того, что пещера Шульган-Таш являлась для местного населения своеобразным святилищем, где совершались разнообразные обряды посвящения (например, посвящение юношей в воины или охотники) и возрождения Природы.

Проникновение в пещеру всегда было связано с необъятным ужасом перед неведомым миром мрака.

Подобное состояние "временной смерти" подготавливало человека к глубокому мистическому восприятию таинства религиозных действий, раскрывающих основную идею мировосприятия - дилемму Жизни и Смерти. Пещера как бы "заглатывала" испытуемого, который воспринимал это действо как временную смерть, а затем "изрыгала из своего чрева" - перерожденного.

Эта архаическая ассоциация "чудовища - глотателя" и ритуальной пещеры, была известна до недавнего времени только по материалам австралийских исследователей.

Теперь она присутствует и в башкирском фольклоре. Кроме того, пещера издавна являлась для людей и своеобразным убежищем в периоды войн и набегов чужеземцев.

Вполне вероятно, что люди укрывались в ней и в периоды стихийных бедствий и катастроф (затяжных дождей, ураганов, резких похолоданий с обильными снегопадами и др.).

На мой взгляд, уникальность пещеры Шульган-Таш заключается в трех ее основных аспектах: спелеологическом - как редком природном объекте Урала; археологическом - как пещеры с живописью древнего человека; этнографическом - как конкретного объекта, к которому привязываются действия многих легенд, сказаний и поверий.

Похожие материалы:

Художественное литьё
Этот вид обработки металла осуществляется с помощью различных формовочных приспособлений, где из расплавленной жидкой металлической массы получают необходимое изделие. Существуют различные способы отливки вещей и предметов разных размеро ...

Итоги третьего поколения
Автор известных воспоминаний А.Т. Болотов видел в последние годы в московском демидовском доме собрание картин Никиты Акинфиевича и любовался американскими птичками колибри. О владельце этих редкостей мемуарист пишет, что наряду с любезно ...

Построение систем сакрального пространства-времени в мифах и обрядах манси
Мифология манси закладывает системы организации сакрального пространства-времени. В самом мифологическом творчестве прослеживается выделение систем в пространстве и времени. Изначальная перманентная сакральность хаоса сменяется разделени ...