Проблема межэтнических отношений в поликультурных обществах

Страница 8

Летом 1998 г. руководители националистических партий Галисии, Каталонии и Страны Басков приняли так называемую “Барселонскую декларацию”. В документе в качестве приоритетов сотрудничества “исторических территорий” зафиксированы вопросы налогообложения и финансирования, культуры, языка, символики, а также отстаивается концепция многонационального государства, явно выходящая за рамки Основного закона. Подобные действия получили резко негативную оценку как со стороны правящей Народной Партии, так и оппозиционной ИСРП.

События в Югославии, на территории бывшего СССР и, в первую очередь, предоставление Литве, Латвии и Эстонии независимости не обошли стороной Испанию. Они оживили движение автономистов, правда, с разной степенью активности и претензий к Мадриду. Так, в Каталонии сторонники тех, кто “смотрит на Европу” и мечтает отделиться от Испании, на состоявшихся в октябре 1999 г. автономных выборах получили менее 10% голосов. Что же касается организации каталонских террористов (“Терра Льюре”), также выступавшей в 80-е годы с позиций сепаратизма, то она распалась в 1991 г., так и не заявив о себе, если не считать, что за 10 лет ее существования было убито 5 человек, большинство из которых были членами этой же организации.

По признанию ведущих испанских политических деятелей, в нынешних условиях проблема национализма в Испании - это прежде всего проблема терроризма. Правительство пытается лишить сторонников ЭТА идеологической опоры, подчеркивая, что баскские боевики уже отошли от своей первоначальной сепаратистской идеи: ЭТА по существу превратилась в организацию боевиков, для которых террор стал профессией и самоцелью, а национализм служит лишь прикрытием для этих действий. Следует признать, что ЭТА постепенно теряет опору в массах, но это не делает ее менее опасной, а борьбу по ликвидации террористов легкой.

В заключение следует подвести некоторые итоги сказанному выше. Внутренняя межрегиональная асимметрия длительное время существовала в Испании и продолжает существовать в настоящее время. Эта проблема на протяжении полутора веков не находила удовлетворительного решения в том числе и по причине отсутствия у правящей политической элиты сколь-нибудь ясной концепции национально-территориального обустройства страны. Можно предположить, что модель Государства автономий, находясь как бы в “промежуточном состоянии" между унитарным и федеративным устройством, способна вбирать в себя все положительное как в плане европейского федерализма (в рамках Европейского Союза), так и европейского регионализма (“Европа регионов”). Однако очевидны “слабые места" Государства автономий. К проблемам нынешнего этапа формирования межэтнических отношений можно отнести проблему и Государства автономий. Где можно выделить следующие не решенные пункты:

1) нормативно-правовая размытость основополагающих документов, включая VIII раздел Конституции, как следствие поиска консенсусных формулировок. Концептуальные расхождения относительно сути и конечной цели формирования государства автономий. Проблематичность практической “увязки" федерализирующих начал с конституционным запретом на формирование федерации;

2) отсутствие многостороннего механизма урегулирования межрегиональных конфликтов, что предполагает практику двусторонних переговоров, порой напоминающих политический “торг" между Центром и региональными элитами;

3) отсутствие действенного законодательного органа территориального представительства (Сенат);

4) трудности в устранении межрегиональных социально-экономических диспропорций.

Можно с достаточной долей уверенности предполагать, что федеративная формула государственного устройства Испании (в случае ее принятия) будет на первом этапе своего функционирования неизбежно страдать элементами асимметрии (политической, социально-экономической, культурной и этнолингвистической) если не de jure, то de facto.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Похожие материалы:

Политика царского правительства в отношении коренных народов сибири по «Уставу об управлении инородцами»
«Устав об управлении инородцами был составлен М. М. Сперанским и его ближайшим помощником инженером Г. С. Батеньковым. Они пытались как-то ограничить произвол чиновничества, усилить контроль за действиями местной администрации.[xiii] Уст ...

Свадебный наряд
На протяжении многих веков свадебный наряд несколько раз менялся, особенно у невесты. До конца 19 века во многих местах крестьяне венчались обычно в праздничном народном костюме (см. приложение), традиционном для той или иной местности. ...

Ремесла Древней Руси
Города средневековой Европы заметно отличались от древнерусских. Первые, как правило, не имели сельскохозяйственной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров. Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможност ...