Проблема межэтнических отношений в поликультурных обществах

Страница 7

Вступление Испании в ЕС30 потребовало согласования политики Автономных Сообществ в ряде областей сельского хозяйства и молочного производства, рыболовства и рыбного хозяйства, трудового законодательства и некоторых форм налогообложения.

Необходимость сбалансировать очень тонкие политические проблемы центра и периферии привела к эволюции испанской политической системы. Первоначально конституционным ответом на требования басков и каталонцев о самоопределении была рекомендация следовать некоему варианту модели автономии, который планировался для Второй Республики. Политические силы, заинтересованные в единстве страны, хотели двигаться осторожно к автономии по всей стране, в то время как правые силы первоначально верили только в административную децентрализацию. Оказалось невозможным эффективно затормозить процесс предоставления автономии, и тогда правящая ИСРП пошла по пути выравнивания автономии во всех регионах, сначала путем расширения числа территорий “с ускоренной автономизацией” и замедления процесса установления привилегированного режима для басков и каталонцев (1982-1985 гг.). Затем ИСРП попыталась выровнять компетенции территорий, поощряя расширение их основных функций и вводя широкое участие этих территорий в новых программах (1985-1991 гг.).

В целом динамика взаимоотношений между центром и регионами в Испании имеет тенденцию к наращиванию федеративных элементов в государственном устройстве. Правящая элита страны (независимо от партийной принадлежности) исходит из необходимости постоянной коррекции разделения властных полномочий, модификации финансовых взаимоотношений с автономиями, ориентации не просто на расширение их прав, но и передачу ответственности за функционирование важнейших социально-экономических сфер на местный уровень. Подобная регионализация страны соответствует меняющимся условиям функционирования современного европейского государства и общества в рамках ЕС, где часть полномочий национальных государств переходит на общеевропейский уровень (что особенно очевидно в связи с введением “евро”), а часть перераспределяется между центром и регионами, в том числе с учетом требований ЕС. Вместе с тем модернизация национального государства в Западной Европе (разумеется, включая Испанию) не означает его тотального ослабления. Происходит приспособление государственного механизма к новым, более гибким формам властного регулирования ключевых общественных и финансово-экономических процессов.

Для испанских законотворцев, что не так часто встречается в правовой практике, очевидным и ясным было только то, чего они не могли желать. Ясно было, что унитарное централизованное государство не могло быть формой демократического испанского государства. Ясно было, что традиционные формы испанской государственности последних двух веков не соответствуют требованиям государственности конца 70-х годов. Поэтому конституционалисты проявляли особую сдержанность.

Испанская Конституция не навязывает структуру государству, не определяет параметры национальностей и регионов, не оговаривает границы территорий, на которых они располагаются. Основной закон открывает лишь возможность утверждения децентрализованной структуры государства в силу действий, которые совершают названные носители права - “национальности и регионы”.

Распространенные в последнее время дискуссии о “Европе регионов” и “Европе народов" должны учитывать, на мой взгляд, ряд конфликтогенных обстоятельств, связанных с несовпадением компактного проживания отдельных этнических групп с национальными/административными границами. Например, с учетом расселения басков на территории двух суверенных государств - Испании и Франции - очевидно, что претензии на транснациональную регионализацию чреваты конфликтами. Не меньшие опасения должны вызывать призывы каталонских радикальных националистов к формированию так называемой “Великой Каталонии" по признаку географического распространения каталонского языка31. В состав “Великой Каталонии" произвольно включаются помимо каталонских провинций ряд областей южной Франции, Андорра, Балеарские острова, Автономное Сообщество Валенсия. Право на существование подобных проектов зависит от ответа на вопрос: способствует ли их реализация укреплению демократических институтов и развитию сотрудничества, или, наоборот, усиливает националистические и сепаратистские тенденции? Сепаратисты, на словах провозглашая лозунг “Европы народов”, фактически делают шаг назад к этнонациональной обособленности. В этом, на мой взгляд, заключается внутреннее противоречие в идеологических установках баскских сепаратистов и каталонских радикальных националистов в Испании. В настоящее время наиболее сложный характер по многим параметрам носят отношения центра с Каталонией и Страной Басков. Центральное правительство неоднократно было вынуждено сдерживать попытки этих Сообществ выйти за рамки определенного им Конституцией статуса. Суть требований каталонских властей к Мадриду заключается в предоставлении автономии полного суверенитета в сфере языка, культуры, гражданского права, а также обретения налогового и финансового режима, аналогичного баскскому. Полностью реализовать эту программу по существу невозможно без внесения изменений в Конституцию страны и радикальной реформы всей автономной модели государственного устройства Испании, на что Мадрид, естественно, пока идти не готов. Вместе с тем каталонцы, используя свое привилегированное положение в парламентской коалиции с правящей Народной Партией, до 12 марта 2000 г.32 старались получить от центра максимальные уступки. Ими ставились вопросы о приравнивании каталонских национальных символов к общегосударственным, о самостоятельном представительстве в ЮНЕСКО, о создании каталонского Национального олимпийского комитета и олимпийской сборной, об учреждении автономного налогового агентства с передачей ему всех прав по сбору налогов (включая акцизы) на территории Каталонии и ряд других. Большую обеспокоенность в Мадриде вызвало принятие в декабре 1997 г. автономным парламентом Каталонии закона о лингвистической политике, значительно расширяющего сферу обязательного применения каталонского языка в автономии. Правительство особенно насторожило положение о введении мер по так называемой “позитивной дискриминации”, предполагающей создание системы двуязычной асимметрии в пользу каталонского языка с потенциальной возможностью применения административных санкций против нарушителей. В зависимости от складывающейся политической конъюнктуры каталонское националистическое руководство периодически выдвигает идею о необходимости начала нового конституционного процесса, ставит под сомнение конституционное положение о единстве испанской нации33.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие материалы:

Рыбная слобода в конце XVII - начале XVIII вв.
В 1777 году Рыбная слобода была преобразована в город Рыбной (Рыбинск). Авторы многочисленных работ по истории Рыбинска не сомневаются, что к этому времени слобода фактически была городским поселением, но никак не аргументируют это утверж ...

Смоленская епархия в конце великой отечественной войны 1944-1945 гг.
С освобождение смоленской земли начался и новый этап в истории местной епархии. Он был связан с изменениями в церковной политике советского государства, прекращении активных гонений и предоставлении некоторой религиозной свободы. ...

Свято-Екатерининский кафедральный собор
Из общей истории Собор является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии. Свято-Екатерининский кафедральный Собор - один из самых больших храмов России, памятник архитектуры нашего города. Это центр духовной жизни Кубани. Реш ...