Проблема межэтнических отношений в поликультурных обществах
1) в Конституции отсутствует какое-либо упоминание о статусном равноправии регионов;
2) статьи 143 и 151 закрепляют разноуровневую процедуру достижения автономии и неодномерный объем компетенций у регионов;
3) ряд статей Конституции основывается на преимуществах регионов в силу исторических причин (фактическое признание так называемых исторических национальностей или провинций - Страна Басков, Каталония и Галисия) и средневекового форального права, т.е. системы привилегий, льгот и обязанностей, устанавливаемых между монархом и вассальными территориями.
Фактическая асимметрия Испании проявляется в этнокультурных и этнотерриториальных различиях, межрегиональных социально-экономических диспропорциях, политических коллизиях между центром и региональными элитами, в идеологическом противостоянии паниспанского и периферийного национализма, острой конфронтации между солидарным сознанием большинства испанцев и сепаратистскими устремлениями баскских экстремистов, что находит отражение в субъективных оценках и суждениях в ходе социологических опросов.
Примером потенциальной конфликтогенности могут служить этнотерриториальные притязания баскских радикалов на Наварру. По мнению баскских националистов, Наварра является “составной и неотъемлемой частью Страны Басков”[24]. Подобные утверждения фигурируют в программных документах радикально-националистической “платформы КАС”, объединяющей баскских экстремистов ЭТА и их политическое крыло - партию Эрри Батасуна. Показательно, что подобные “экспансионистские” подходы одно время разделяло руководство ИСРП, высказывавшееся за объединение Страны Басков с Наваррой. Между тем большинство жителей Наварры отвергают притязания басков и твердо заявляют о своем праве на автономию, основываясь на средневековых форальных правах, дарованных этому древнему королевству испанскими монархами.
Следует отметить своеобразие Наварры, жители которой в силу исторических причин могут претендовать не на двойную, а на тройную самоидентификацию (испанец/наваррец/баск) и соответствующие производные. Возможность тройственной самоидентификации осложняет этносоциальные характеристики этого Автономного Сообщества, где ни один из вариантов не является явно доминирующим. Тройственная самоидентификация является одной из причин сравнительно низкого уровня исключительно баскской самоидентификации в Наварре. Не случайно, что аргументы баскских радикальных националистов об исторической принадлежности Наварры к Стране Басков (с включением в ее состав также баскских провинций Франции) наталкиваются на противодействие тех, кто в большей степени мыслит себя исключительно испанцем (28%), наваррцем (23%) или наварро-испанцем (6%) 29.
Главная политическая асимметрия государства автономий обусловлена наличием исторических национальностей, в особенности тех, где миноритарные национализмы (каталонский и баскский) являются устойчивым выражением общественного регионального сознания. Не стоит упускать из виду, что политические асимметрии также представляют одну из общих черт реально существующих федеративных систем, которые сталкиваются с трудностями различного характера в “подгонке" и согласовании своих образовательных объединений. Федеративная формула не может служить “панацеей" при решении всего спектра политических, религиозных или этнокультурных проблем. Тем не менее она способна выступать как руководство по институциональному упорядочению с целью интеграции внутренних множественностей с помощью демократических методов.
Территориальное развитие современной Испании можно разбить на две фазы. Первая, начиная с периода после постконституционной ратификации 1979 г. до приблизительно 1984 г., представляет собой предмет многих докладов о “состоянии автономий”. Этот период связан с созданием основ собственно системы и правовой конфронтации вплоть до решений Конституционного Суда по вопросу полномочий и компетенций территорий. По мере того, как 17 территорий продвигались по пути к автономии возникло много конкретных конфликтов как в административной, так и налогово-экономической сферах, решения которых в своей сумме определили сущность формирующейся системы.
Похожие материалы:
Цыгане
на территории России: наши дни
Единого цыганского народа не существует, имеется множество групп. Они очень сильно отличаются друг от друга языком, занятиями, исповедуют разные религии. Бывает даже так, что одна группа не считает другую за цыган.
РУССКА РОМА
Русские ц ...
Демидовские премии
Еще будучи губернатором в Курске, он прослыл благодетелем края. Во время холеры 1831 года построил там четыре больницы, за его счет был воздвигнут памятник поэту И.Ф. Богдановичу. Павел Николаевич был не чужд искусству, увлекался античной ...
Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)
Первая половина 19 века для России была переломной эпохой, когда феодализм сменялся капитализмом. Существует две противоположные точки зрения на степень развития новых отношений в Сибири.
И.И. Лекин, Л.И. Светличная, В.Г. Карцов и другие ...