Интеллигенция Омска в эпоху первой российской революции

Страница 1

Разразившаяся в 1905 году первая российская революция всколыхнула все слои населения. Ведь революцию ожидали все. Одни – с глубокой тревогой, другие – с нескрываемой надеждой. Политическое брожение постепенно охватило все слои омского населения. В источниках, к сожалению, зафиксировано очень мало того, что переживало общество на историческом переломе.

Что касается настроений интеллигенции, во все времена являющейся наиболее социально активной частью общества, то здесь прослеживаются две тенденции. Основная часть интеллигенции придерживалась либерально-демократических реформистских позиций, хотя, искренне сочувствовала героизму революционеров. В Омске такая интеллигенция была сосредоточена прежде всего в самом крупном и деятельном культурно-просветительном обществе попечения о начальном образовании. Как и в других городах Сибири, омские интеллигенты горячо обсуждали проекты будущего земства, иначе говоря, местного самоуправления, обещанного сибирякам царским рескриптом от 18 февраля 1905г. Но в отличие от Томска, Иркутска, Красноярска, где губернаторы весьма благосклонно отнеслись к местным сочинителям проектов, омский правитель, степной генерал-губернатор Н.Н. Сухотин, даже не разрешил собираться членам общества попечения о начальном образовании для обсуждения животрепещущего вопроса. Члены общества пожаловались на такой произвол министру внутренних дел в телеграмме от 12 мая.

Часть радикальной интеллигенции стала ориентироваться на революционные политические партии. ''Сибирский социал-демократический листок'' в корреспонденции из Омска сообщил, что здесь в июле было устроено нелегальное собрание интеллигенции, на котором присутствовал 51 человек. Принятая резолюция заканчивалась словами: «Мы единогласно заявляем, что в целях скорейшей замены самодержавия демократической республикой мы всеми имеющимися у нас средствами и личным участием будем поддерживать Российскую социал-демократическую рабочую партию, лозунгом настоящего момента выставляем низвержение самодержавия и немедленный созыв всенародного Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права».

30 апреля 1906 г. в Омске открылось отделение партии Народной свободы, более известной под названием конституционно-демократической. Попытки ее организации относятся к ноябрю 1905г. на московском совещании Центрального комитета присутствовал делегат из Омска В.И. Пищиков. Он представлял либерально-оппозицонные слои Омска, в основном состоящие из интеллигенции. Многие из будущих кадетов играли видную роль в наиболее крупных и авторитетных культурно-просветительных организациях, действовавших в Омске. Так, В.Пищиков, Н.Г. Грибанов, Шостак, П.Б. Ящеров играли видную роль в руководстве Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества, а А.С. Кабалкин, А.И. Хлебников, И.А. Поваренных – в руководстве общества попечения о начальном образовании в Омске.

Кадеты, являясь, по выражению их лидера П.Н. Малюкова, ''оппозицией его императорского величества'', мечтали о конституционной монархии с сильным парламентом, контролирующим действия правительства. Они выступали за широкие гражданские права и свободы, полную амнистию пострадавшим за политические и религиозные убеждения, за отмену смертной казни. Эти требования сближали их с революционными партиями. Вовремя наступления реакционных сил в конце 1907- начале 1908 г отделы кадетской партии, в том числе и омский, по сути дела перестали существовать. Вплоть до 1910г. участие либеральной интеллигенции в общественной жизни Омска проявлялось преимущественно в форме сотрудничества в местной легальной печати. Достаточно заметным, например, влияние либералов было в редакции газеты «Омский телеграф». Представители царской администрации отмечали, что это издание «наиболее тяготеет к газетам конституционно-демократического направления».

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Воспитание мальчиков и девочек
Ненецкое традиционное общество было простроено на строжайшем разделении сфер «мужского» и «женского». Специальных обрядов посвящения мальчики не проходили. С трёх лет могли участвовать вместе с взрослыми мужчинами в жертвоприношении, Отцы ...

Структурно-функциональный метод
Детальное изучение первобытных культур, этносов способствова­ло обогащению методологического арсенала этнографических исследований. Вслед за эволюционным стали использовать­ся структурный, функциональный и системный подходы.Структурный мет ...

Фольклор эвенков
Фольклор эвенков, обладающий большим разнообразием жанров, продолжает существовать там, где сохраняется эвенкийская языковая среда. Наиболее значительным жанром является героическое сказание; нимнгакан - у эвенков Якутии, Приамурья, нимка ...