О южном происхождении хангаласцев

Страница 5

Известно, что из канглы и кыпчаков был сформирован Кыпчакский корпус и переброшен в область Енисея для подавления восстания туматов и енисейских кыргызов. Русский этнограф М.П. Овчинников писал о том, что по преданиям саха их предки, подчинявшиеся монголам, ушли от них с области Енисея на Байкал, затем на Среднюю Лену. Так вот, есть очень веские основания для того, чтобы признать тождество предка Тыгына Аан-Татыйыка, по словам Я.И. Линденау, во времена которого саха успешно противостояли кыргызам и монголам, с Тутухой – с генералом империи Юань, кыпчакским ханом из династии Эльбури, громившего и енисейских кыргызов, и монголов. Сохранилась биография этого полководца в «Юаньши». Французский учёный П.Пелльо пришёл к мнению, что предки Тутухи были из рода байаут, которая заменила и приняла имя кыпчакской династии Эльбури. Монголоязычных байаутов можно отождествить с названием рода саха байагантай. Вторым в списке потомков Эллэя стоит имя Хордокосууна – видимо, Кордоя и Когоhука - прародителей Баягатайского улуса. Потомком Эллэя считается и Аан-Татыйык. Тутуха командовал Кыпчакским корпусом. Есть сведения, подкреплённые археологическими данными, о том, что часть кыпчакских воинов оставалась на Енисее и после подавления восстания кыргызов. Но их дальнейшая судьба неизвестна.

В Прибайкалье, в местности Усть-Талькин, найдены погребения с конём, датируемые XV-XVI веками. Именно там впервые обнаружен человек центральноазиатского типа, низкорослая лошадь, генетически близкая к якутской, и сопроводительный инвентарь близок к якутской культуре. Погребения с конём не характерны для монголов и курыкан, а являются отличительной чертой кыпчаков. Погребения с западной ориентировкой, характерные для погребения Усть-Талкина и якутской археологической культуры, являются отличительной чертой канглы – печенегов.

Ответвлением кангаласцев Б.О. Долгих считалтакже джарханцев. Имя этого рода можно сопоставить с назвниам кыпчакского племени джерсан, встречающимися в восточных источниках. М.П. Овчинников также писал о том, что ряд родов кангаласцев после успешного сопротивления русским, боясь возмездия, по преданиям ушёл на Вилюй и на Колыму. Имя колымского рода дьуhаал можно связать с названием племени кыпчаков джузан. Характерным представляется тот факт, что именно эти роды саха дьуhаал, бордонцы и ярканцы – сунтарские саха, бетюнцы отличались тюркским или европеидным, горбоносым антропологическим типом, как писал в своё время В.Л. Серошевский.

Ряд революционных исследователей на основе преданий и этносознания саха писали, что народ саха произошёл из объединения трёх родов: Эллэево (Кангаласское), Омогоево (Батулинское) и Хоринского. Бурятские исследователи – в первую очередь Г.Н. Румянцев, Б.Б. Дашибалов – доказали, что прямыми потомками средневековых курыкан являются именно хоринцы.

В потомках Омогоя можно увидеть монголоязычных, вошедшмх в состав саха. Батулинцы – второй крупный род среди булагатов, половина хоринцев считаются потомками батулинцев. По предположению Б.О. Долгих табунаты в прошлом именовались батулинцами. Можно придти к выводу, что батулинцы являются чистыми монголами, предками бурят.

Таким образом, кангаласцы – часть канлы, остатки кыпчакских воинов, служивших монгольским ханам, добрались с Арала до Байкала. Их путь на современную родину можно проследить по следующим этнонимам. Кангиты – род качинцев на Енисее. Камасинцы в прошлом именовались кангаласами. Имя рода хенгелдир среди эхеритов, бурятский исследователь Ц.Б. Цегдендамбиев связывал с кангаласами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Васильев вечер (Коляда)
Канун Нового года приходился на 31 декабря. Своё название вечер получил по имени святого Василия Великого, память которого христианская церковь чтит 14 января (Васильев день). Другое более архаичное название праздничного вечера – «Коляда» ...

Структура сакрального пространственно-временного континуума в рамках святилищ и домов манси
Ранее для совершения обрядов у каждой конкретной семьи существовало свое собственное семейное святилище, где мужчины могли совершать необходимые обряды. Это была так называемая «священная земля» - ялпынг-ма. Ялпынг-ма были двух типов: · ...

Ученица Курмангазы Дина Кенжеевпа Нурпеисова
Казахское население Астраханской области с глубоким почтением относится к Дине Нурпеисовой, к ее творчеству. Уважение народа к замечательному композитору выражается чувством искреннего почитания ее потомков. Всякий раз, когда проводятся н ...