О южном происхождении хангаласцев
И именно это «зерно истины» стало основой показа Окладниковым времени переселения «людей Эллэя», т. е. Основной массы якутов, на Среднюю Лену концом XV в. или началом XVI в., что противоречит данным большинства легенд.
Г.В. Ксенофонтов в своей работе «Ураангхай сахалар» приводит «подлинный текст самой ранней записи якутских легендарных сказаний», сделанной Н.Ф. Остолоповым (1806 г.). В ней говорится: «Размножившиеся от них (Эллэя и дочери Омогоя) потомки всегда вручали начальство поколению старшего Эллэева сына Хангаласа , по имени которого назван Хангаласский улус». В этой же книге есть и ещё одна легенда: « Через некоторое время к Омогою присоединился некто Эллэй, по одним сведениям – якут, находившийся в плену у бурят и от них бежавший, по другим же – бурятский старшина, пожелавший присоединиться к якутам. Эллэй женился на дочери Омогоя или Оконома и от его 12 сыновей произошли главные роды якутов. Так, например, от его сына Хангаласа ведёт своё начало большое племя хангала или кангала, которого жилища простирается по обеим берегам Лены от Олёкмы до Якутска».
В.Л. Серошевский в своём труде, перечисляя сыновей Эллэя, писал: «… Хадат-Хнгалас, от него произошли якуты двух кангаласских улусов». Опять же у Г.В. Ксенофонтова находим надпись: «Хангалас – один из сыновей легендарного Эллэя, прародителя Кангаласского улуса, предок Тыгына».
С.А. Токарев тоже упоминает об этом: «Предком двух хангаласских улусов считают Кадат-Кангаласа ( Хадаш Хагалас)…»
В вышеприведённой родословной Хангаласского улус, зафиксированной на каменном памятнике на могиле хахсытского жителя Ивана Галактионовича Шадрина имена всех названных по генеалогической последовательности лиц, кроме первого, подтверждаются данными якутских легенд. Только Кюабан нигде не упоминается. Это наводит на размышление: не является ли этот таинственный Кюабан Хангаласом, раз он стоит первым после Эллэя? Или это вымышленное имя? Зачем? Есл Кюабанм – это Хангалас, то Хангалас мог быть только старшим сыном Эллэя и наследником, как его называют исследователи старого поколения.
Следует уточнить, что 1574 – это год смерти Эллэя, если слово «околень» от «околеть» - умирать.
Сегодня новое объяснение этнонима «хангалас» дают современные учёные. Так, например, академик Гоголев пишет: «Среди якутов ведущее положение занималм хангаласцы. Их считали «основными носителями тех южных элементов в культуре, включая тюркскую речь, которые прочно определили основной характер поздней якутской культуры. Предполагается, что этноним «хангалас» связан с названием канглов…
Объединение кангюй (кангха) пришло на сменуплеменным объединениям саков в III в. н. э. Они именем «канглы» зафиксированы к северу от Аральского моря. В IX-X вв. они вошли в состав печенежско-огузского союза».
Г.В.Ксенофотов считал, что «якуты являются потомками гуннов. Являясь частью гуннского объединения, якуты составляли его северную окраину, что отражено в самом названии якутов саха – «край»…
Известный якутский этнограф Ф.Ф. Васильев писал: « Весьма перспективной кажется привязка этнонима «хангалас» к средневековым канглам. По всей вероятности, эти этнонимы имеют общие исторические корни, наблюдаются интересные параллели в духовной и материальной культуре якутов и племён, так или иначе связанных с канглами. Например, обнаруженноев «вотчинных» землях кангаласцев, местности Манчаарылаах Хангаласского улуса, погребение с конём обнаруживает несомненное сходство с подобными памятниками средневековых кочевников южнорусскихстепей и Приитышья. Аналогичные погребения, выявленные в Прииртышье, принадлежат кимакам, а южнорусских степях совершенно такого же погребального обряда придерживались половцы и печенеги. Доказано, что половцы (кыпчаки), печенеги и кимаки – этнически весьма близкие народы с тюркским обликом.
Похожие материалы:
Гатчина - это Россия и весь мир
Гатчина - небольшой российский город с загадочным названием. Являясь крупным промышленным, научным, учебным центром Ленинградской области, создавая новые жилые районы, он бережно сохраняет "Старую Гатчину" с тихими уютными улочк ...
История строительства кафедрального собора города Алматы
История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы 19 века. Временное военное укрепление в Семиречье было построено по указу царя Николая I в 1855 г., а уже 1867 городок у подножья Заилийских гор становит ...
Влияние татаро-монголов на топонимы Судогодского края
Следующая группа названий относятся к XIII веку, ко временам нашествия Батыя. В частности, одна из версий происхождения названия Судогды восходит ко временам монголо-татарского ига. С монголо-татарского языка «су» означает вода, болото, а ...