О южном происхождении хангаласцев

Страница 3

Для нас эта сторона вопроса очень важна и примечательна. Печенежский племенной союз возглавляли выходцы из аристократического рода Кангюй, по мнению большинства исследователей, более известных как «канглы».

Кроме того, согласно данным Гильома Рубрука, именно канглы и кыпчаки образовали половецкий военный союз».

Следует отметить, что похпжее на вышеописанное захоронение, недавно обнаружено в Хангаласском улусе экспедицией Якутского Государственного Университета, руководимой А.И. Гоголевым, недалеко от села Уулаах-Аан.

Тюркологи С.С. Аманжолов и Н.К. Антонов этноним каглы выводят от слова «канк» - «телега». Ещё в легенде об Огузе, приведённой у Абулгази, даётся народная этимология, согласно которой предок канглы получилсвоё имя вследствие того, что чинил телеги. Исходя из этого, Г.В. Ксенофонтов предполагал тождество канглы с гаогюйцами – предками уйгуров, которых в переводе с китайского языка именовали «высокими телегами». Он их считал предками кангаласов – третьей этнической волны в формировании саха.

Многие исследователи отождествляют кангюй с авестинской кангхюй – резиденцией вождей «туров», т.е. сако-массагетских племён. Академик Б.А. Литвинский мнение о тюркоязычности канюйцев считает неубедительным. Более убедительным в этой связи представляется мнение о принадлежности племён кангхи-кангюя к кругу североиранских племён. О влиянии зороастризма на религию древних кангюйцев пишет Б.А. Литвинский. О сходстве элементов белого шаманизма и зороастрийской религии говорит А.И.Гоголев. В этой связи интересным представляется его гипотеза о происхождении самоназвания саха от имени древних саков.

Старое имя кангар постепенно уступили место новому - печенег. По словам византийского императора Константина Багрянородного, три наиболее благородные фемы печенегов получили имя кангар. Их названия в сокращённом варианте: гила, чур, эрдим. С.И. Боло писал о том, что отдельный род хангалас состоит из объединения трёх родов: киллэм, чэр или дьэр, октом. Имя рода саха дьоппон, входившего в состав Хангаласского улуса, мы можем сравнить с именем племени печенегов, не входившего в состав кангар – чопон.

Этноним канглы появляется в начале XII в., когда кыпчаки обосновываются вдоль восточного побережья Сырдарьи и к северу от Аральского моря. Но М. Кашгари (XI в.) писал, что «каглы есть один из великих людей из кипчаков». Полагается, что после разгрома Владимиром Мономахом донского объединения половцев, возглавляемых Шаруканем, значительная их часть обратно откочевала в степи Казахстана. Канглы входили в Кыпчакское ханство как значительная этнополитическая сила. В XII в. в районе Приаралья и нижней Сырдарьи канглы образовали крупное объединение племён, номинально подчинявшееся кыпчакским ханам. Предполагается, что канглы и кыпчаки являлись самостоятельными племенными объединениями. Китайские источники того периода определяют племенной союз канглы термином го (т.е. государство).

Как свидетельствует Абулгази, значительная часть во время нашествия монголов была разгромлена в районе Джуда и Таласа. Плано Карпини в XIII в. сообщает об их участи: «В этой земле, а также в Комании мы нашли многочисленные головы и кости мёртвых людей, лежащих на земле, подобно навозу… Эти люди были язычники, как и команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а помещались в шатрах. Их также истребилитатары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены в рабство».

Арабский автор IX в. Ал-Масуди сообщает, что в «районе Аральского моря 4 воинственные племени: баджгарды, баджане, баджгард и наукерде воюют с гузами, карлуками и кимаками». В любом олонхо на западе от местообитания их героев находится Арапы или Араат Байгал. Казахский востоковед и историк С.М. Ахинжанов самоназванием кимаков считал слово ураахай или в отдельности кай и уран, означавшего змею. Потомки уч-карлуков в Узбекистане не относят себя к роду саханкул. Легенда о Сеньжуке имеет параллели с преданиями саха об Элляе и Омогое – своих прародителях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Цыганский национальный костюм
Весьма распространённой является точка зрения, что цыганский народный костюм у женщин всегда был ярким и дополнялся монистами. Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их утверждению, элементы ...

Архитектурный памятник начала XIX века
Здание бывшего дворянского собрания (ул. III Интернационала, 33) Здание бывшего дворянского собрания находится на площади Свободы. Оно построено в классическом стиле в 1826 году и отли­чается красивыми пропорциями, стройным портиком из ...

Основание Саратова
Необходимость укрепления юго-восточных рубежей, заселения и освоения обширных земель, развития торговли по Волжскому пути вызвала строительство городов и крепостей на новой окраине государства. Основанные на Волге города стали мощным засл ...