О южном происхождении хангаласцев
Для нас эта сторона вопроса очень важна и примечательна. Печенежский племенной союз возглавляли выходцы из аристократического рода Кангюй, по мнению большинства исследователей, более известных как «канглы».
Кроме того, согласно данным Гильома Рубрука, именно канглы и кыпчаки образовали половецкий военный союз».
Следует отметить, что похпжее на вышеописанное захоронение, недавно обнаружено в Хангаласском улусе экспедицией Якутского Государственного Университета, руководимой А.И. Гоголевым, недалеко от села Уулаах-Аан.
Тюркологи С.С. Аманжолов и Н.К. Антонов этноним каглы выводят от слова «канк» - «телега». Ещё в легенде об Огузе, приведённой у Абулгази, даётся народная этимология, согласно которой предок канглы получилсвоё имя вследствие того, что чинил телеги. Исходя из этого, Г.В. Ксенофонтов предполагал тождество канглы с гаогюйцами – предками уйгуров, которых в переводе с китайского языка именовали «высокими телегами». Он их считал предками кангаласов – третьей этнической волны в формировании саха.
Многие исследователи отождествляют кангюй с авестинской кангхюй – резиденцией вождей «туров», т.е. сако-массагетских племён. Академик Б.А. Литвинский мнение о тюркоязычности канюйцев считает неубедительным. Более убедительным в этой связи представляется мнение о принадлежности племён кангхи-кангюя к кругу североиранских племён. О влиянии зороастризма на религию древних кангюйцев пишет Б.А. Литвинский. О сходстве элементов белого шаманизма и зороастрийской религии говорит А.И.Гоголев. В этой связи интересным представляется его гипотеза о происхождении самоназвания саха от имени древних саков.
Старое имя кангар постепенно уступили место новому - печенег. По словам византийского императора Константина Багрянородного, три наиболее благородные фемы печенегов получили имя кангар. Их названия в сокращённом варианте: гила, чур, эрдим. С.И. Боло писал о том, что отдельный род хангалас состоит из объединения трёх родов: киллэм, чэр или дьэр, октом. Имя рода саха дьоппон, входившего в состав Хангаласского улуса, мы можем сравнить с именем племени печенегов, не входившего в состав кангар – чопон.
Этноним канглы появляется в начале XII в., когда кыпчаки обосновываются вдоль восточного побережья Сырдарьи и к северу от Аральского моря. Но М. Кашгари (XI в.) писал, что «каглы есть один из великих людей из кипчаков». Полагается, что после разгрома Владимиром Мономахом донского объединения половцев, возглавляемых Шаруканем, значительная их часть обратно откочевала в степи Казахстана. Канглы входили в Кыпчакское ханство как значительная этнополитическая сила. В XII в. в районе Приаралья и нижней Сырдарьи канглы образовали крупное объединение племён, номинально подчинявшееся кыпчакским ханам. Предполагается, что канглы и кыпчаки являлись самостоятельными племенными объединениями. Китайские источники того периода определяют племенной союз канглы термином го (т.е. государство).
Как свидетельствует Абулгази, значительная часть во время нашествия монголов была разгромлена в районе Джуда и Таласа. Плано Карпини в XIII в. сообщает об их участи: «В этой земле, а также в Комании мы нашли многочисленные головы и кости мёртвых людей, лежащих на земле, подобно навозу… Эти люди были язычники, как и команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а помещались в шатрах. Их также истребилитатары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены в рабство».
Арабский автор IX в. Ал-Масуди сообщает, что в «районе Аральского моря 4 воинственные племени: баджгарды, баджане, баджгард и наукерде воюют с гузами, карлуками и кимаками». В любом олонхо на западе от местообитания их героев находится Арапы или Араат Байгал. Казахский востоковед и историк С.М. Ахинжанов самоназванием кимаков считал слово ураахай или в отдельности кай и уран, означавшего змею. Потомки уч-карлуков в Узбекистане не относят себя к роду саханкул. Легенда о Сеньжуке имеет параллели с преданиями саха об Элляе и Омогое – своих прародителях.
Похожие материалы:
Охрана пещеры «Шульган-Таш»
Поскольку основным объектом охраны заповедника является дикая бортевая пчела, пещера является только лишней головной болью для начальства заповедника. Все еще усугубляется тем, что до развала СССР по реке Белой проходил всесоюзный водный ...
Музыкально-общественный деятель Ахмет Жубанов
1906-1968
Жубанов Ахмет Куанович композитор, музыковед, педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель. Жубанов учился в Ленинградском музыкальном техникуме им. М.И.Глинки (по классу скрипки А.А.Этигона) и в консерватории им. Н.А.Римс ...
Культурная жизнь Приенисейского края XVIII
- начале XIX века
В первой половине XVIII в. наш край в своем поступательном развитии сделал значительный шаг вперед, хотя преобразования Петра I в области культуры слабо затронули Сибирь. Новое пробивало себе дорогу крайне медленно. Первая «специальная» ш ...