О южном происхождении хангаласцев

Страница 3

Для нас эта сторона вопроса очень важна и примечательна. Печенежский племенной союз возглавляли выходцы из аристократического рода Кангюй, по мнению большинства исследователей, более известных как «канглы».

Кроме того, согласно данным Гильома Рубрука, именно канглы и кыпчаки образовали половецкий военный союз».

Следует отметить, что похпжее на вышеописанное захоронение, недавно обнаружено в Хангаласском улусе экспедицией Якутского Государственного Университета, руководимой А.И. Гоголевым, недалеко от села Уулаах-Аан.

Тюркологи С.С. Аманжолов и Н.К. Антонов этноним каглы выводят от слова «канк» - «телега». Ещё в легенде об Огузе, приведённой у Абулгази, даётся народная этимология, согласно которой предок канглы получилсвоё имя вследствие того, что чинил телеги. Исходя из этого, Г.В. Ксенофонтов предполагал тождество канглы с гаогюйцами – предками уйгуров, которых в переводе с китайского языка именовали «высокими телегами». Он их считал предками кангаласов – третьей этнической волны в формировании саха.

Многие исследователи отождествляют кангюй с авестинской кангхюй – резиденцией вождей «туров», т.е. сако-массагетских племён. Академик Б.А. Литвинский мнение о тюркоязычности канюйцев считает неубедительным. Более убедительным в этой связи представляется мнение о принадлежности племён кангхи-кангюя к кругу североиранских племён. О влиянии зороастризма на религию древних кангюйцев пишет Б.А. Литвинский. О сходстве элементов белого шаманизма и зороастрийской религии говорит А.И.Гоголев. В этой связи интересным представляется его гипотеза о происхождении самоназвания саха от имени древних саков.

Старое имя кангар постепенно уступили место новому - печенег. По словам византийского императора Константина Багрянородного, три наиболее благородные фемы печенегов получили имя кангар. Их названия в сокращённом варианте: гила, чур, эрдим. С.И. Боло писал о том, что отдельный род хангалас состоит из объединения трёх родов: киллэм, чэр или дьэр, октом. Имя рода саха дьоппон, входившего в состав Хангаласского улуса, мы можем сравнить с именем племени печенегов, не входившего в состав кангар – чопон.

Этноним канглы появляется в начале XII в., когда кыпчаки обосновываются вдоль восточного побережья Сырдарьи и к северу от Аральского моря. Но М. Кашгари (XI в.) писал, что «каглы есть один из великих людей из кипчаков». Полагается, что после разгрома Владимиром Мономахом донского объединения половцев, возглавляемых Шаруканем, значительная их часть обратно откочевала в степи Казахстана. Канглы входили в Кыпчакское ханство как значительная этнополитическая сила. В XII в. в районе Приаралья и нижней Сырдарьи канглы образовали крупное объединение племён, номинально подчинявшееся кыпчакским ханам. Предполагается, что канглы и кыпчаки являлись самостоятельными племенными объединениями. Китайские источники того периода определяют племенной союз канглы термином го (т.е. государство).

Как свидетельствует Абулгази, значительная часть во время нашествия монголов была разгромлена в районе Джуда и Таласа. Плано Карпини в XIII в. сообщает об их участи: «В этой земле, а также в Комании мы нашли многочисленные головы и кости мёртвых людей, лежащих на земле, подобно навозу… Эти люди были язычники, как и команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а помещались в шатрах. Их также истребилитатары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены в рабство».

Арабский автор IX в. Ал-Масуди сообщает, что в «районе Аральского моря 4 воинственные племени: баджгарды, баджане, баджгард и наукерде воюют с гузами, карлуками и кимаками». В любом олонхо на западе от местообитания их героев находится Арапы или Араат Байгал. Казахский востоковед и историк С.М. Ахинжанов самоназванием кимаков считал слово ураахай или в отдельности кай и уран, означавшего змею. Потомки уч-карлуков в Узбекистане не относят себя к роду саханкул. Легенда о Сеньжуке имеет параллели с преданиями саха об Элляе и Омогое – своих прародителях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Строительство Забайкальской железной дороги. Основные даты
Впервые идея строительства железной дороги через Сибирь была выдвинута в 1837 году инженером Михаилом Богдановым, проводившим изыскания сухопутного тракта от Иркутска до Кяхты. Она «дозревала» почти полвека. Сначала был разработан ряд про ...

Локализация городов Южного Казахстана
В предгорном районе Южного Казахстана крупнейшим городским центром был Испиджаб. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как «город на Белой реке». Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: «Сайрам название белого города (Ал-Мед ...

Революция языка и этногенез
Этногенез (этническая история) – наука изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить в ...