О южном происхождении хангаласцев

Страница 6

Рядом ученых (Г. В. Ксенофонтовым, А. П. Окладниковым, Б. О. Долгих, Ф. Ф. Васильевым, А. А. Борисовым) доказано, что хангаласцы являлись одними из последних переселенцев на Среднюю Лену и самым сильным в своей внутренней организации племенем якутов. Такое утверждение мы читаем у историка А. А. Борисова в его работе «Якутские улусы в эпоху Тыгына»: «Можно предположить, что кангаласские якуты имели особую внутриулусную организацию. По мнению специалистов по этногенезу якутов, кангаласцы представляют собой одну из последних переселенческих волн.

Естественно, что приход новых переселенцев приводил к столкновениям с ранними насельниками Средней Лены. Для захвата таких хороших земель, каковыми являются великие Ленские долины, понадобились определенные военные средства. В преданиях все время подчеркивается наличие у Тыгына постоянной дружины от 40 до 200 воинов.

Новейшие исследования связывают происхождение кангаласского улусного объединения с кыпчакским этническим компонентом. Как известно, древние кыпчаки, создававшие в средние века могущественные племенные союзы, имели хорошую военную организацию. По-видимому, кангаласцы к приходу русских еще сохраняли навыки своих предков. Это и позволило им оказывать эффективное сопротивление русским казакам в первые годы колонизации».

Ф.Ф. Васильев писал: « В общественно-политическом отношении в XII-XVII вв. происходил процесс консолидации вокруг крупных клановых образований. В XV-XVII вв. из них выделились конфедерации кангаласских и борогонских якутов, между которыми с переменным успехом шла борьба за лидерство. В конце XVI- начале XVII вв. все якутские этносоциальные группы признали доминирующую роль кангаласцев во главе с Тыгыном».

Легенду об Омогое и Эллэе Окладников называет «сводной сагой» и заключает: «Особенная популярность и распротранённость этой сводной саги среди кангаласцев, так же и тот факт, что она у них связана прежде всего с личностью полулегендарного вождя XVII века Тыгына как прямого потомка Эллэя, даёт право считать, что именно кангаласцам принадлежала доминирующая роль в создании этой сводной саги и в возникновении того этнического целого якутской народности, которое нашло своё отражение в этой мифологической форме».

Г.В. Ксенофонтов писал: « Мнение якутоведов, что до прихода русских якуты делились на самостоятельные и независимые роды, которые вели между собою бесконечные войны, основано на недоразумении. Если было так, то сотник Бекетов с 30 казаками не завоевал бы одним махом густонаселенные якутские центры».

Со взглядами Г.В. Ксенофонтова, Г.У. Эргиса совпадают суждения Ф.Ф. Васильева: «Раннеякутские клановые образования были воинственны, обладали достаточно хорошей военной организацией, выработанной в условиях беспрерывных столкновений с сильными и хорошо вооружёнными племенами. Малочисленность этносоциальных групп, специфические социально-экономические условия предопределяли характер военных действий, не совсем похожий на традиционное военное искусство раннесредневековых племен и государств Южной Сибири и Дальнего Востока. Каждый клан имел свою дружину, нередко очень малочисленную».

В заключение хотелось бы привести высказывание С.А. Токарева: « По вопросу о происхождении якутов в литературе существует редкое в подобных делах единогласие всех исследователей. Все авторы, писавшие об этом вопросе, начиная с самых ранних: Страленберга, Миллера и Фишера и вплоть до современных нам исследователей, единогласно считают якутов народом, пришедшим с юга, из кочевых скотоводческих районов Центральной Азии или южной Сибири».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Верхотурье
Невозможно не позавидовать тем, кто попадает сюда впервые, да еще по старой Бабиновской дороге. Со смесью восторга и страха шагают они по пляшущему над Турой подвесному мосту. Греются на скупом солнышке у терема, который был домом для при ...

Теоретический аспект исследования
Для того чтобы выявить закономерности определенных сегментов мировоззрения народа - в данном случае пространственно-временной континуум – нужно очертить теоретические рамки исследования. В первую очередь нужно наполнить смыслом понятие « ...

Состояние межэтнических отношений
Этнокультурное пространство нашей страны отличается тем, что Россия также, как и СССР, сложилась как государство полиэтничное и многокультурное. Этническое «небольшинство» - это, прежде всего, народы, живущие на «своей» территории, даже е ...