Локализация городов Южного Казахстана
В предгорном районе Южного Казахстана крупнейшим городским центром был Испиджаб. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как «город на Белой реке». Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: «Сайрам название белого города (Ал-Мединат ал-Байда), который называется Испиджаб. Про него говорят также Сайрам».
Этимология топонима Испиджаб в значении «белая вода» на основе согдийского языка предложена В.К. Шуховцовым. Город под названием Сайрам дожил до настоящего времени, и нет сомнения в том, что городище на его территории соответствует средневековому Испиджабу.
Вблизи Испиджаба находились города Газгирд, Джумишлагу, Хурлуг, Манкент. Отождествление последнего города не вызывает трудностей: Манкенту соответствует городище Булак-Ковал, расположенное рядом с современным поселком Манкент.
О локализации Газгирда, расположенного на караванном пути из Шаша в Испиджаб, можно судить по направлению средневекового пути, который не совпадал с современной трассой из Ташкента в Чимкент, а проходил восточнее, через перевал Турбат и шел на Сайрам. На территории села Шарапхана обнаружено существовавшее в VII-X вв. городище, которое может быть отождествлено с Газгирдом. Древний топоним Газгирд, на наш взгляд, сохранился в современном названии Казы-Курт. Так называется горная гряда между Ташкентом и Чимкентом, у подножия которой находятся развалины городища.
Город Джумишлагу, названный ал-Макдиси «большим и обширным», должен соответствовать крупному городищу с материалами X в. Обнаруженное в 20 км севернее Санрама в долине р. Кумуш (Кумиш) городище Актобе, вероятно, и соответствует Джут мишлагу, тем более что наблюдается известное фонетическое сходствб названий города и реки.
Пока не удается локализовать Хурлуг. У городища, которое ему соответствует, должна быть необычная топография. Ал-Макдиси писал про Хурлуг: « .нет вокруг него стен, и нет у него ни цитадели, ни рустака .». Городище со столь специфическими признаками пока не обнаружено. Возможно, оно находилось на месте Чимкента. На территории Чимкента, как известно, найдены керамика и металлические изделия (бронзовые ступки и пестик), относящиеся к IX-XII вв.
Восточнее Испиджаба на Шелковом пути находились города и населенные пункты Шараб, Будухкет, Тамтадж, Абарджадж и Джувикат, причем источники указывают расстояние между ними. Два первых города соответствуют городищам, расстояние между которыми в километрах от Сайрама и между собой соответствует указанному в источниках расстоянию в фарсахах. Шарабу соответствует городище Тортколь Балыкчи, а Будухкету-городище Казатлык. Уточненные на основе шурфовок датировки городищ соответствуют времени сообщений средневековых авторов.
Тамтадж и Абарджадж, видимо, служили караван-сараями. Тамтадж мы вслед за Е.И. Агеевой и Г.И. Пацевичем склонны отождествить с городищем Кырк-Крюз-тортколь. Абарджадж довольно точно привязывается к местности: так назывался «большой холм, вокруг которого тысяча источников». Название Мынбулак (тысяча ключей) сохранилось до сих пор. Здесь есть лишь один памятник - городище в районе села Бурно-Октябрьское. Оно датируется VI-ХII вв. и может быть идентифицировано с Абарджаджем.
В двух дневных переходах севернее Испиджаба находился округ Кенджида, центром которого был город Усбаникет (Саннкес, Субаникст, Арсубаникет). Название Арсубаникет бесспорно связано с р. Арысь (Арсу соответствует Арысь).
В письменных источниках послемонгольского времени название Усбаникет не упоминается, но название округа Кенджида встречается на монетах чекана джагатаидов. В.В. Бартольд локализовал округ Кенджида в среднем течении Арыси. Е.И. Агеева и Г.И. Пацевич отождествляли столицу округа Усбаникет с городищем Джуван-тобе. Новые раскопки на Джуван-тобе, однако, показали, что это городище прекратило свое существование в VIII в., т.е. за два столетия до упоминания Арсубаникета в письменных источниках, и поэтому никак не может быть сопоставлено со столицей области. Усбаникет, на наш взгляд, следует отождествить с городищем Шортобе (Караспан II), расположенным между селами Тамерлановка и Мамаевка. Это самое крупное городище в среднем течении Арыси, датируемое VI-XIV вв.
В низовьях Арыси находился округ Фараб (Отрар) с центром в городе Отраре. В письменных источниках название Отрар появляется в VIII в. Одновременно стало известно и другое название города - Фараб. Источники позволяют проследить его историю с VIII по XIX в. Идентичность Отрара с городищем Отрар-тобе не вызывает сомнений.
Однако до сих пор не все ясно в локализации находившегося здесь города Тарбанд (Тарбан), упоминавшегося в древнетюркских надписях и арабских исторических сочинениях. С.Г. Кляшторный отождествляет Тарбанд (Тарбан) с городищем Отрар-тобе, опираясь на сведения из географического сочинения Якута (XIII в.): «Турарбанд, город за Сейхуном, из самых отдаленных городов Шаша, примыкающих к Мавераннахру. Народ этой страны по-разному произносит это имя, и они говорят Турар и Отрар». Раскопки Отрара по уровню слоев VI-VIII вв. и памятников оазиса этого же периода дали нумизматический материал, который также подтверждает тождество Тарбанд - Отрар. Было бы крайне интересно выяснить этимологию всех трех названий. Пока бесспорно лишь, что Фараб можно объяснить как согдийское название «заречного», «берегового» места.
Похожие материалы:
Семантика наскальных рисунков
Слово «семантика» греческого происхождения и означает «обозначающий». В этой главе я постараюсь разобраться в значении наскальных рисунков. Дело в том, что исследований по этому вопросу практически нет. Я попыталась самостоятельно на свой ...
Земледелие
Системы земледелия: подсечное в лесных районах и залежная в степных. Трёхполье появилось не раньше XV века, а до этого преобладала подсечная система: с помощью примитивных орудий легче было обработать лесистую почву, чем степные земли, и ...
Автостереотипы и гетеростереотипы немцев
Первичная негативная оценка «стереотипа» как социального явления, якобы мешающего установлению хороших отношений между людьми, постепенно менялась к более нейтральному контексту и в современных социально-когнитивных исследованиях стереоти ...