Архитектура

Страница 7

Церковь Иоанна Предтечи находится на юго-восточной стороне площади, называвшейся прежде Спасской, или Сенной, на которой располагались еще три храма: Спасообыденный всеградский собор, церкви Николая Чудотворца и Афанасия Александрийского.

Церковь называлась Иоаннопредтеченской по главному престолу холодного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи; а "Рощенской" - по местности, на которой находилась, называвшейся прежде Рощеньем, возможно, от бывшей здесь встарину рощи. Эта местность простиралась от Иоаннопредтеченской церкви к югу до церкви Преподобного Кирилла Белозерского, также именуемой "Рощенской".

Самое древнее указание на существование этой церкви, еще деревянной, относится к 1618 году. Время и повод ее первоначального основания неизвестны. Эта деревянная церковь называлась не Предтеченской, а Алексеевской, вероятно по первоначальному после ее основания, и позднее существующему в теплом отделении каменного храма, престолу во имя Алексия Митрополита Московского. С этим названием церковь писалась в окладных церковных книгах и других документах XVII и первой четверти XVIII столетия до 1728 года, с которого стала именоваться Иоаннопредтеченской.

Уже тогда церковь принадлежала к числу наиболее посещаемых и богатых храмов Вологды: при ней находилось значительное количество (77) приходских дворов, которым она превосходила большую часть приходских церквей города, и ежегодно платила крупную церковную дань.

До 1710 года церковь была деревянной и состояла в конце XVII века из трех отдельных зданий: двух храмов - холодного во имя Иоанна Предтечи и теплого во имя Митрополита Алексия, и колокольни. Церковь Алексия сгорела во время грозы 26 мая 1698 года, колокольня во время пожара, по ее близости к горящему храму, была срублена.

Закладка каменной церкви во имя Иоанна Предтечи, с приделом святого Алексия Митрополита Московского, состоялась 23 мая 1710 года, однако когда церковь была закончена и освящена, точно неизвестно. В 1851 году деревянная ограда вокруг церкви была заменена каменной, с железными решетками и двумя небольшими восьмиугольными башнями на западных углах.

Здание каменной Предтеченской церкви состояло из двух одноэтажных отделений: холодного и теплого, - и находилось в связи с колокольней. Колокольня была пристроена к теплому корпусу, который в свою очередь примыкал к западной стене холодного храма. До 1865 года колокольня церкви была невысокой и заканчивалась шатровым верхом , в том же году на средства прихожанина Леденцова она была разобрана до "звона" и значительно надстроена, а ее шатровый верх был заменен высоким остроконечным шпилем.

В холодной церкви располагался престол во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, древнейшее устроение которого восходит ко времени царствования Иоанна Грозного, в честь его тезоименитства, которое праздновалось 29 августа.

В теплой церкви располагались два престола: на северной стороне - во имя Святого Алексия, Митрополита Московского, на южной - во имя Святого Иннокентия Иркутского. Этот последний престол был устроен в 1832 году на средства купцов Свешниковых, прихожан церкви, в память о возвращении им в Иркутске потерянного сына после молитв, вознесенных Святителю Иннокентию Иркутскому.

Первоначально Иннокентиев придел помещался в тесном юго-восточном углу теплой церкви. В 1860 году теплая церковь с южной стороны была увеличена каменной пристройкой, и престол Иннокентия Иркутского был перенесен туда в 1863 году. Этот придельный храм был освя-щен 19 января 1864 года Преосвященным Христофором, епископом Вологодским и Устюжским.

В 1717 году холодный храм был украшен стенной росписью, но на клеймах не сохранились имена художников - иконописцев. Роспись покрывала стены, своды и алтарь холодной церкви. Фрески поновлялись (реставрировались) в 1856 - 1859 годах, вследствие чего появились тона, несвойственные росписи начала XVIII века. Однако графика сохранилась, и можно установить точный рисунок многообразных сюжетов, кроме того была сохранена древняя роспись в нишах окон.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие материалы:

Модели межэтнических отношений
Состояние этничности в полиэтнических государствах во многом зависит от характера межэтнических взаимоотношений. Существует несколько моделей таких взаимоотношений. Модель ассимиляции. Она характеризуется ситуацией, когда на территорию н ...

Словене и кривичи
С прибалтийским регионом тесно связаны были два племенных объединения восточных славян – кривичи и словене новгородские. Первые занимали территорию, включающую верхние течения Днепра, Западной Двины и Волги, а также бассейн реки Великой, ...

Отношение современных жителей к старым названиям улиц п. Муромцево
Опрос отдельных жителей нескольких деревень и в том числе п. Муромцево, который проводился участниками краеведческого летнего пришкольного лагеря, показал, что 80% из опрошенных жителей нравится названия их местности, 8% относятся безразл ...