Архитектура

Страница 8

9. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене (1704-1710) Сохранена, действует; Вологда, Первомайская, 12

В XVII веке на месте современной каменной Покровской церкви находилась деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Время и случай ее построения неизвестны ни по летописи, ни по преданиям. Первые исторические сведения о ней относятся к 1612 году. В этом году Вологда подверглась опустошительному польско-литовскому нашествию, во время которого многие церкви города были разрушены или разграблены. В числе пострадавших тогда храмов был и Покровский на Козлене. В окладной книге 1618 года, содержащей перечень церквей города, значится, что церковь Покрова Богородицы на Козлене была сожжена "литовскими и прочими воровскими людьми в вологодский разгром". После этого храмовое место Покровской церкви оставалось пустым в течение четырнадцати лет, до 1626 года, в котором, по данным окладной книги за этот год, храм был выстроен заново. Этот новый деревянный храм существовал только пятьдесят два года. В 1678 году он был упразднен за ветхостью, и на его месте, по благословенной грамоте преосвященного Симона, архиепископа вологодского и белозерского, была построена третья деревянная церковь во имя Покрова Богоматери с приделом священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского. Эта новая церковь, строившаяся четыре года, была освящена в 1682 году.

Строительство каменного Покровского храма было начато в 1704 году. Вологда подвергалась тогда частым опустошительным пожарам, и в это бедственное время горожане решились всеградскими усилиями построить при Покровской Козленской церкви каменный храм во имя Пресвятой Богородицы Неопалимой Купины, покровительствующей и защищающей город от огня. В декабре 1704 года прихожанами Покровской церкви была подана челобитная преосвященному Гавриилу, архиепископу вологодскому и белозерскому, о дозволении построить этот каменный храм, на что была получена благословенная грамота. Каменная холодная церковь Неопалимой Купины была построена в 1704 - 1709 годах близ деревянной Покровской. Она была освящена 8 июня 1710 года архиепископом Гавриилом.Архитектура Покровской церкви типична для начала XVIII столетия.

В церкви имелось три престола: в холодном храме - во имя Божией Матери Неопалимая Купина; в теплом - на правой стороне во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на левой - во имя Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского.

10. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу (1778-1780)

Церковь Покрова на Торгу построена неподалеку от Софийского собора на месте деревянной церкви во имя Богоотцов Иоакима и Анны (1691 г.), которая при Иване Грозном была самостоятельным дворцовым храмом, а в более поздних документах именовалась "у государя на сенях", что свидетельствует о существовании здесь в 60-70-е годы XVI века деревянного царского дворца. Высокая трапезная о двух главах связывает храм с шатровой колокольней. Во второй половине XIX века с запада к церкви было пристроено массивное оригинальное крыльцо на столбах-кубышках, форма которых взята из деревянного зодчества.

Необходимо также рассказать и о некоторых памятниках городского строительства.

1. Каменный мост через речку Золотуху.

Построенный в 1789—1791 гг. губернским архитектором П. Т. Бортниковым, он связал новый, возникший здесь в конце XVIII в. центр с прежним центром — Городом. Каменный мост представлял собой одноарочное сооружение с двумя башнями, фланкировавшими каждый из въездов. Расположенные вдоль моста лавки соединяли между собой обе пары башен, внутри которых также находились торговые помещения. В этот «торговый» комплекс входили и здания рыбных рядов и винных магазинов, возведенные тем же Бортниковым в начале 1790-х гг. на берегу Вологды, по обе стороны устья Золотухи. Позднее, в 1820-х гг., ко всем четырем башням моста вдоль речки были пристроены, кроме того, торговые ряды.

Об оригинальной архитектуре Каменного моста ныне напоминают лишь сохранившиеся в несколько измененном виде две мощные трехэтажные башни с высокими ступенчатыми завершениями, расположенные на левом берегу Золотухи. «Мостовые» лавки сильно переделаны и приспособлены под магазины; от торговых рядов остался лишь корпус возле левой башни.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Похожие материалы:

Обзор культуры России 18 века
Преобразования начала 18 века, сделавшие Россию великой европейской державой, обусловили характер культуры этого времени. Её основными качествами являются практицизм, светская направленность. Борьба общественных сил вокруг реформ Петра ...

Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского
Церковь Варлаама Хутынского построена 1780 г. Несомненно, это один из самых красивых и оригинальных храмов Вологды того времени, выполненный в стиле раннего классицизма. Скорее всего при возведении храма был использован проект столичного ...

Миграционные процессы сельской местности на Ставрополье
В крае можно отметить существенные внутрирегиональные различия по доле вынужденных мигрантов, прибывших на Ставрополье. Больше всего вынужденных мигрантов «принял» город Ставрополь(10% от общего количества). Вторая группа территорий – это ...