Архитектура

Страница 4

Как на особую, встречающуюся не во многих церквях, принадлежность храма можно указать на "исповедальное место", находящееся в южном отделении алтаря.

4. Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского (XVIII в.) Сохранен, действует; Вологда, Кремлевская пл.

Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского (ранее Николая Чудотворца) находится на правом берегу реки Вологды, близ теплого кафедрального Воскресенского собора, юго-восточнее Архиерейского дома. Храм удачно дополняется панораму соборов со стороны реки. Территория, на которой он располагается, в прежние времена именовалась "Известной Горой" (эта известковая насыпь оставалась здесь со времен Ивана Грозного, когда по его указу в Вологде осуществлялась постройка каменной крепости)[6].

Основание церкви, по свидетельству одного старинного сказания, относится ко времени царя Иоанна Грозного, а именно к 1554 году. В этом году, по преданию, в Вологду из Вятской области, с Великой Реки, была принесена икона Святого Николая Чудотворца Великорецкого. По этому случаю в Вологде во имя этого Угодника был построен новый деревянный храм, в котором святая чудотворная икона была установлена в 1555 году, по царскому повелению. Известно, что первоначальное храмовое место Николаевской церкви было иным: она находилась напротив бывшего Ильинского мужского монастыря (позднее - приходская Ильинская церковь), "на Старом Торгу". Деревянная церковь Николая Чудотворца во время сильного пожара в июне 1698 года, затронувшего всю набережную города от Вознесенской церкви до Софийского собора и повредившего сам собор и архиерейский дом, сгорела. Однако гораздо раньше, вероятно, еще до польско-литовского нападения, т.е. в начале XVII века церковь Николая Чудотворца, по благословению епископа, была перенесена на нынешнее место, к кафедральному собору и архиерейскому дому. Во время польско-литовского нашествия и "вологодского разорения" в сентябре 1612 году Чудотворный образ Николая Великорецкого был скрыт в известковой насыпи монахом Исаием, и таким образом сохранен.

Год построения каменного храма Николая Чудотворца на Извести точно неизвестен. В "Исторических и топографических известиях о г. Вологде…" А.А. Засецкого (1782 год) она значится каменной; "Вологодский иллюстрированный календарь" (1893 год) относит ее к концу XVIII столетия (после 1780 года). Действительно, судя по архитектуре церкви можно предположить, что она построена во второй половине XVIII века: она во многом схожа с храмами, возведенными в то время, и вероятно современна им. Не установлено и то, на чьи средства и пожертвования была построена каменная церковь Николая Чудотворца на Извести.

Эта церковь была одноэтажной, одноглавой и находилась в связи с колокольней, устроенной над папертью. Главный корпус церкви служил холодным храмом, в нем находился престол во имя Нерукотворного образа Господня (он был освящен в 1811 году Преосвященным Евгением, епископом вологодским). По названию этого древнейшего престола в старинных окладных книгах церковь писалась: "Храм Нерукотворного Образа Господня и Николая Чудотворца, на извести". С западной стороны к главной части храма примыкало второе отделение - теплая церковь с придельными престолами: справа - во имя Святого Николая Чудотворца, слева - во имя Преподобного Кирилла Новоезерского.

Церковь Николая Чудотворца оставалась приходской до 1826 года. К этому времени многие приходские дома вокруг нее были уничтожены, а оставшиеся прихожане были не в состоянии содержать церковь, и она пришла в упадок. Церковь Николая Чудотворца стала бесприходной и была приписана вместе со своим имуществом и угодьями к вологодскому кафедральному собору; прихожане же храма были определены в приход Покровской церкви на Торгу. После этого богослужение в храме Николая Чудотворца на Извести совершалось лишь в воскресные и праздничные дни. Известно, что прихожанами предпринимались некоторые попытки вновь вернуть раму самостоятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие материалы:

Стефан Егорович Зверев
Мурзина Вероника (Х1 класс) Стефан Егорович Зверев. Стефан Егорович Зверев родился в 1861 году. Точное место его рождения не установлено: по одной версии, он родился в Москве, по другой – в подмосковной деревне. В раннем детстве он ...

История освоения Урала русскими людьми
История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно ...

Этапы жизни ребенка
У хакасов достаточно четко разработаны категории половозрастных групп детей, что было необходимо для дифференциации возрастно-специфической деятельности в социальной и религиозной сферах. Общее название детей у хакасов — это пала («ребено ...