Архитектура

Страница 4

Как на особую, встречающуюся не во многих церквях, принадлежность храма можно указать на "исповедальное место", находящееся в южном отделении алтаря.

4. Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского (XVIII в.) Сохранен, действует; Вологда, Кремлевская пл.

Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского (ранее Николая Чудотворца) находится на правом берегу реки Вологды, близ теплого кафедрального Воскресенского собора, юго-восточнее Архиерейского дома. Храм удачно дополняется панораму соборов со стороны реки. Территория, на которой он располагается, в прежние времена именовалась "Известной Горой" (эта известковая насыпь оставалась здесь со времен Ивана Грозного, когда по его указу в Вологде осуществлялась постройка каменной крепости)[6].

Основание церкви, по свидетельству одного старинного сказания, относится ко времени царя Иоанна Грозного, а именно к 1554 году. В этом году, по преданию, в Вологду из Вятской области, с Великой Реки, была принесена икона Святого Николая Чудотворца Великорецкого. По этому случаю в Вологде во имя этого Угодника был построен новый деревянный храм, в котором святая чудотворная икона была установлена в 1555 году, по царскому повелению. Известно, что первоначальное храмовое место Николаевской церкви было иным: она находилась напротив бывшего Ильинского мужского монастыря (позднее - приходская Ильинская церковь), "на Старом Торгу". Деревянная церковь Николая Чудотворца во время сильного пожара в июне 1698 года, затронувшего всю набережную города от Вознесенской церкви до Софийского собора и повредившего сам собор и архиерейский дом, сгорела. Однако гораздо раньше, вероятно, еще до польско-литовского нападения, т.е. в начале XVII века церковь Николая Чудотворца, по благословению епископа, была перенесена на нынешнее место, к кафедральному собору и архиерейскому дому. Во время польско-литовского нашествия и "вологодского разорения" в сентябре 1612 году Чудотворный образ Николая Великорецкого был скрыт в известковой насыпи монахом Исаием, и таким образом сохранен.

Год построения каменного храма Николая Чудотворца на Извести точно неизвестен. В "Исторических и топографических известиях о г. Вологде…" А.А. Засецкого (1782 год) она значится каменной; "Вологодский иллюстрированный календарь" (1893 год) относит ее к концу XVIII столетия (после 1780 года). Действительно, судя по архитектуре церкви можно предположить, что она построена во второй половине XVIII века: она во многом схожа с храмами, возведенными в то время, и вероятно современна им. Не установлено и то, на чьи средства и пожертвования была построена каменная церковь Николая Чудотворца на Извести.

Эта церковь была одноэтажной, одноглавой и находилась в связи с колокольней, устроенной над папертью. Главный корпус церкви служил холодным храмом, в нем находился престол во имя Нерукотворного образа Господня (он был освящен в 1811 году Преосвященным Евгением, епископом вологодским). По названию этого древнейшего престола в старинных окладных книгах церковь писалась: "Храм Нерукотворного Образа Господня и Николая Чудотворца, на извести". С западной стороны к главной части храма примыкало второе отделение - теплая церковь с придельными престолами: справа - во имя Святого Николая Чудотворца, слева - во имя Преподобного Кирилла Новоезерского.

Церковь Николая Чудотворца оставалась приходской до 1826 года. К этому времени многие приходские дома вокруг нее были уничтожены, а оставшиеся прихожане были не в состоянии содержать церковь, и она пришла в упадок. Церковь Николая Чудотворца стала бесприходной и была приписана вместе со своим имуществом и угодьями к вологодскому кафедральному собору; прихожане же храма были определены в приход Покровской церкви на Торгу. После этого богослужение в храме Николая Чудотворца на Извести совершалось лишь в воскресные и праздничные дни. Известно, что прихожанами предпринимались некоторые попытки вновь вернуть раму самостоятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие материалы:

Революция языка и этногенез
Этногенез (этническая история) – наука изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить в ...

Образование и культура
В районе свыше 50 школ, 12 профессионально-технических училищ (лицеев), 3 техникума. Число мест в дошкольных образовательных учреждениях полностью удовлетворяет потребности населения. В школах реализуется программа сокращения 2-й смены ...

Ремесленный труд
В Красноярском округе свыше 40 % крестьянских дворов было занято ремеслами, связанными с деревообработкой. На втором месте стояли извозный промысел и дворничество. Дворничество – промысел, связанный с содержанием постоялых дворов. Затем ш ...