Архитектура

Страница 3

Каменная церковь Константина и Елены - великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое распространение во второй половине XVII века. Для показаний эпохи расцвета московского зодчества и его влияния, эта церковь является одним из лучших примеров в Вологде.

Каменная Цареконстантиновская церковь двухэтажная, пятиглавая, трехпрестольная. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников и прекрасное по рисунку пятиглавие. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошно крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразные столбах, на них - купол, увенчанный небольшой главой с крестом. Общую живописность церкви Константина и Елены еще более усиливает стройная, восьмигранная колокольня с шатровым верхом, примыкающая к северо-западному углу паперти храма. Она представляет собой блестящий образец подобного рода древнерусских сооружений Вологды.

В церкви Константина и Елены существовало три престола: в верхнем, холодном храме - во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, в нижнем - на южной стороне во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, на северной стороне –

Церковь Константина и Елены издавна славилась старинными иконами и иконостасом, несмотря на бедность храма и причта.

3. Церковь Варлаама Хутынского (1777 - 1780)

В XVI-XVII веках на месте современного архитектурного ансамбля, состоящего из церквей Ильи Пророка и Варлаама Хутынского, был небольшой монастырь, упраздненный в 1738 году. До 1780 года на месте церкви Варлаама Хутынского существовала небольшая каменная церковь, которая была до основания разобрана и перестроена.

Современная Варлаамо-Хутынская церковь отражает влияние раннего петербургского классицизма , это новое архитектурное течение начинает распространяться в Вологде в конце XVIII века. Можно с большой уверенностью предположить, что эту церковь, если не строил, то проектировал незаурядный столичный мастер. Об этом говорят блестяще проработанные детали убранства здания и особенно стройная, легко вздымающаяся вверх колокольня. Одинокое в архитектурном отношении положение церкви, среди пятидесяти остальных церквей города ( кроме церкви Николая Чудотворца на Сенной площади), подтверждает это предположение. Впрочем, присутствие в Вологде подобных по стилю гражданских построек позволяет предполагать, что архитектор мог быть и местным жителем.

Церковь Варлаама Хутынского двухэтажная, небольшая. Западный фасад здания с главным входом украшает полуротонда, поддерживаемая четырьмя стройными ионическими колоннами. Над ней в глухом рустованном кубе возвышается высокий сквозной четверик звона колокольни, грани которого вогнуты, а срезанные углы оформлены парными коринфскими колонными и пилястрами. Пилястры поддерживают скромный и легкий фриз. Венчает колокольню сложный пирамидальный купол с тонким грушевидным шпилем. Интересен купол надвосточной частью здания в виде необычного овального изящного фонаря с маленькой главкой. В роли двух других глав на основном объеме храма неожиданно выступают декоративные вазы на постаментах с лепными гирляндами, делающими вазы очень нарядными. Столь уникальное использование ваз великолепно соответствует общему, чисто светскому характеру нарядной архитектуры храма.

Несколько портил общий вид церкви широкий контрфорс, пристроенный в середине XIX века с левой стороны у ротонды. Левая часть храма несколько отошла от колокольни (колокольня как бы встроена в храм, до земли идут самостоятельные капитальные стены), появилась трещина и необходимость заставила укрепить боковую стену. Кроме этой пристройки и других мелких переделок, по всей вероятности, внешне храм сохранился в том же виде, каким он был в 1780 году, чего нельзя сказать о его внутреннем убранстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Астрахань в годы ВОВ
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась труднейшим испытанием, наиболее тяжелым периодом в истории нашей страны. Астраханцы, как и весь советский народ, с первых дней войны мобилизовали усилия на оказание помощи фронту, на созда ...

Сретение Господне (Громницы, Сустретенье)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый 15 февраля. В основе праздника Сретение Господне лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Согласно древним обычаям, на соро ...

Народные праздники и обряды
В Сибири было принято отмечать Рождество, Новый год, Крещение, Масленицу, Троицу, Пасху, престольные праздники, а также крестины, именины, поминки и свадьбы. По праздникам пили чай с сахаром, медом и вареньем. Детям дарили орехи, семечки, ...