Архитектура

Страница 3

Каменная церковь Константина и Елены - великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое распространение во второй половине XVII века. Для показаний эпохи расцвета московского зодчества и его влияния, эта церковь является одним из лучших примеров в Вологде.

Каменная Цареконстантиновская церковь двухэтажная, пятиглавая, трехпрестольная. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников и прекрасное по рисунку пятиглавие. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошно крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразные столбах, на них - купол, увенчанный небольшой главой с крестом. Общую живописность церкви Константина и Елены еще более усиливает стройная, восьмигранная колокольня с шатровым верхом, примыкающая к северо-западному углу паперти храма. Она представляет собой блестящий образец подобного рода древнерусских сооружений Вологды.

В церкви Константина и Елены существовало три престола: в верхнем, холодном храме - во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, в нижнем - на южной стороне во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, на северной стороне –

Церковь Константина и Елены издавна славилась старинными иконами и иконостасом, несмотря на бедность храма и причта.

3. Церковь Варлаама Хутынского (1777 - 1780)

В XVI-XVII веках на месте современного архитектурного ансамбля, состоящего из церквей Ильи Пророка и Варлаама Хутынского, был небольшой монастырь, упраздненный в 1738 году. До 1780 года на месте церкви Варлаама Хутынского существовала небольшая каменная церковь, которая была до основания разобрана и перестроена.

Современная Варлаамо-Хутынская церковь отражает влияние раннего петербургского классицизма , это новое архитектурное течение начинает распространяться в Вологде в конце XVIII века. Можно с большой уверенностью предположить, что эту церковь, если не строил, то проектировал незаурядный столичный мастер. Об этом говорят блестяще проработанные детали убранства здания и особенно стройная, легко вздымающаяся вверх колокольня. Одинокое в архитектурном отношении положение церкви, среди пятидесяти остальных церквей города ( кроме церкви Николая Чудотворца на Сенной площади), подтверждает это предположение. Впрочем, присутствие в Вологде подобных по стилю гражданских построек позволяет предполагать, что архитектор мог быть и местным жителем.

Церковь Варлаама Хутынского двухэтажная, небольшая. Западный фасад здания с главным входом украшает полуротонда, поддерживаемая четырьмя стройными ионическими колоннами. Над ней в глухом рустованном кубе возвышается высокий сквозной четверик звона колокольни, грани которого вогнуты, а срезанные углы оформлены парными коринфскими колонными и пилястрами. Пилястры поддерживают скромный и легкий фриз. Венчает колокольню сложный пирамидальный купол с тонким грушевидным шпилем. Интересен купол надвосточной частью здания в виде необычного овального изящного фонаря с маленькой главкой. В роли двух других глав на основном объеме храма неожиданно выступают декоративные вазы на постаментах с лепными гирляндами, делающими вазы очень нарядными. Столь уникальное использование ваз великолепно соответствует общему, чисто светскому характеру нарядной архитектуры храма.

Несколько портил общий вид церкви широкий контрфорс, пристроенный в середине XIX века с левой стороны у ротонды. Левая часть храма несколько отошла от колокольни (колокольня как бы встроена в храм, до земли идут самостоятельные капитальные стены), появилась трещина и необходимость заставила укрепить боковую стену. Кроме этой пристройки и других мелких переделок, по всей вероятности, внешне храм сохранился в том же виде, каким он был в 1780 году, чего нельзя сказать о его внутреннем убранстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Обзор культуры России 18 века
Преобразования начала 18 века, сделавшие Россию великой европейской державой, обусловили характер культуры этого времени. Её основными качествами являются практицизм, светская направленность. Борьба общественных сил вокруг реформ Петра ...

Ивановский монастырь
В нашей коллекции есть несколько открыток с видами Иоанно-Предтеческого монастыря. Монастырь был основан за рекой Кутум при астраханском митрополите Савватии в 1688 году. Первой в обители была возведена церковь во имя пророка Иоанна Пред ...

Вологда – административный и торговый центр вологодской губернии
Советский герб Вологды утверждён 31 мая 1967 года Вологодским горисполкомом. Автор проекта - Владимир Иванович Михайлов. "Герб представляет собой четырехугольник с заострением нижней грани. Четырехугольник разделен кружевной лентой ...