Обряды интеграции ребенка в мир людей

Страница 2

У хакасов колыбель из бересты была постоянной, а, не переходной, временной. В ней ребенок содержался весь период колыбельного возраста (до 2 - 3 лет). Шорцы же держали детей в таких колыбелях до изготовления деревянной и совершения определенных обрядов с ней. Тубалары перемещали ребенка из берестяной в деревянную колыбель, когда он вырастал из первой.

Удаление экскрементов из колыбелей осуществлялось при помощи небольшой чашечки из бересты. При необходимости такую чашку вынимали, ополаскивали и ставили обратно. В тех колыбелях, дно которых было из одной доски, прямо в ней вырезали желобок для стока мочи, а под колыбель ставили также чашку из бересты. Такие приспособления позволяли реже менять пеленки, не подвергать ребенка температурным перепадам. Иногда под ребенка подкладывали в колыбель конский волос или высушенный овечий помет, которые обладают гигроскопическими свойствами.

Изготовленную колыбель вносил в дом отец ребенка, ее ставили на почетную, переднюю часть жилища и заправляли сверху тканью. Без младенца держать колыбель открытой запрещалось. Располагалась люлька в юрте между мужской и женской половинами, рядом с кроватью родителей.

Помещение ребенка в колыбель обставлялось церемониями, имевшими целью ритуальное очищение и обживание.

В колыбели ребенок находился до 2 - 3 лет, после чего, как правило, в нее помещался следующий. У хакасов не принято было делать колыбель для каждого ребенка в семье; колыбель выбрасывали, как уже говорилось, только в том случае, когда находившийся в ней ребенок часто болел или погибал.

После колыбельного возраста ребенок занимал определенное место в юрте, среди членов семьи. Спать его укладывали, в зависимости от половой принадлежности, на стороне отца или матери, на полу. Спали дети одетыми, одеялом (чорган) служили сшитые старые овчины или войлок, под голову клали верхнюю одежду (шубы). Иногда на полу расстилали большой войлок для всех членов семьи, в том числе для бабушки с дедушкой. Кровать в доме полагалась только родителям.

Для каждого новорожденного в семье совершался обряд очищения и «обживания» колыбели. Все амулеты (пуговицы, раковины каури и монетки), когда ребенок покидал колыбель, с нее снимали, собирали на прочную нитку и в виде браслета надевали на руку ребенка. Бывали случаи, когда семьи, где дети погибли или очень часто болели, просили у благополучной многодетной семьи колыбель для своих детей. Но такие просьбы редко выполнялись по той причине, что отдавать колыбель, как и любую другую вещь, принадлежавшую ребенку, считалось очень плохой приметой. По представлениям хакасов, в этом случае вместе с вещью отдавалось счастье и здоровье ребенка.

Волосы у хакасов считались важным признаком живого существа. Избавляясь от первых, младенческих волос, ребенок отделялся от потустороннего мира и ставился в один ряд с людьми. Только человек может заплести косу. Не случайно одной из самых распространенных причесок у народов Саяно-Алтая являлась коса, заплетаемая как у женщин, так и у мужчин.

В традиционной культуре хакасов отношение к волосам имело многоплановую семантику. Волосы, прическа были показателем статуса того или иного человека в обществе. По типу прически, например, определялся социальный и семейный статус человека. Женские прически отражали возраст, семейное положение. Представление о волосах находилось в прямом соответствии с представлениями о жизненном цикле человека, имело религиозно-магическую основу, универсальную по своей сути. «У южно-сибирских народов каждый из элементов человеческого естества являлся необходимым признаком жизни и вместилищем „души". Это относилось к пуповине и последу, дающим жизнь младенцу, к глазам, предоставляющим человеку доказательства реальности его существования, к волосам, воплощающим непреодолимую силу роста .» [Львова Э.Л., Октябрьская И.А., Сагалаев А.М., Усманова М.С., 1989. С. 59].

Этнографический материал свидетельствует, что первая стрижка детей у многих народов Сибири совершалась в возрасте от года до трех лет и обряд этот проводился на уровне семейно-родственного коллектива [Бутанаев В.Я., 1988. С. 217]. У хакасов до исполнения ребенку одного года не стригли волос. Когда ребенку исполнялся год (можно было и позже), в семье проводился специальный праздник, обряд по случаю первой стрижки волос — кicniк тойы («праздник чубчика»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Поселение болгар на территории Буджака
В степях зелёных Буджака, Где Прут, заветная река, Обходит русские владенья, При бедном устье ручейка Стоит безвестное селенье; Семействами болгары тут В убогой дикости живут, Храня родительские нравы, Питаясь рук своих трудом И ...

Русская народная лирическая песня
Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенно ...

Формы и способы регулирования этнических конфликтов
Этнические конфликты, сформировавшиеся на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и современном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и исполь ...