Обряды интеграции ребенка в мир людей

Страница 1

Только что родившийся ребенок, по представлениям хакасов, еще не обладал всеми характеристиками человека. Для того чтобы он обрел этот статус, нужно было ввести его в мир людей. Для этого следовало дать ребенку имя, сшить ему одежду (обязательно из ношеных вещей), подстричь волосы, сделать колыбель, познакомить его с ближайшими соседями и родственниками. До того как ребенок становился человеком, из персонажей Верхнего мира с ним могла общаться только богиня Умай. Поэтому все обряды, способствующие интеграции ребенка в мир людей, были очень важны.

Колыбель способствовала установлению социальных связей между младенцем и членами семьи, общины. Первые три-четыре дня после рождения ребенок находился вместе с матерью на полу юрты, около очага. В течение этих дней либо отец ребенка, либо его дедушка, либо дядя по матери делал для младенца колыбель. В редких случаях для изготовления колыбели приглашали пожилого и уважаемого человека, не родственника семьи. Такой человек должен был обладать определенными качествами (иметь много детей, причем его дети, внуки и он сам должны быть здоровыми). По возрасту он должен был быть пожилым, но при этом не выглядеть старым, дряхлым и немощным.

Новую колыбель (хакасские названия — орай, пубай) старались наделить только положительными качествами. Эта цель достигалась при помощи выбора мастера (о чем мы уже говорили), материала, а также конкретного времени (новолуния) изготовления.

Колыбель в представлениях народов Саяно-Алтая — это не просто место, где ребенок может спать, а «своеобразное „жилище" в жилище» [Соломатина С.Н., 1986. С. 147]. Поэтому обряды, которые соблюдались при изготовлении колыбели, были схожи с обрядностью постройки юрты. Кроме того, колыбель служила не одному ребенку, а при благоприятных условиях (т. е. при выживании младенцев) целому поколению детей.

У хакасов известны несколько видов колыбелей. Самая простая и, по-видимому, древняя носила название орай. Ее делали из небольшого обрубка дерева (его длина определялась ростом ребенка примерно до того возраста, пока он не начинал ходить). Середина выдалбливалась, внутрь клали мерлушку. Такую зыбку мать ставила между лодыжками, и, сидя на земле или на полу, она могла заниматься своими делами.

К числу колыбелей, которые были легки в изготовлении, относится и сделанная в виде деревянной рамы, обтянутой холстом. Ее подвешивали за четыре угла на веревке, привязанной к березовой жерди, которая была закреплена на верхнем перекрытии юрты таким образом, чтобы одна ее половина была неподвижна, а другая (к которой и прикреплялась колыбель) должна была пружинить, раскачивая зыбку вверх и вниз. У этой колыбели, в случае смерти ребенка, меняли только холст. Колыбели других видов в таком случае уничтожали полностью.

Колыбели рамочной конструкции были до недавнего времени в употреблении не только среди хакасов. Известны они северным и южным алтайцам, а также русским Сибири. Л.Э. Каруновская, этнограф-алтаевед, полагала, что подобная колыбель была заимствована алтайцами, телеутами у русских [Каруновская Л.Э., 1927. С. 26]. Но в то же время эти колыбели имели специфические особенности [Тощакова Е.М., 1978. С. 26].

Хакасам был известен усложненный вариант колыбели. К дну (деревянная четырехугольная доска) прикрепляли дощечки, служившие стенками, также они могли быть сделаны из развилок древесных сучьев. К передней (иногда в виде дуги) и задней стенкам — ремни для переноски колыбели, подвешивания оберегов, амулетов. Причем задняя стенка делалась выше передней. Снаружи стенки обтягивали войлоком или холстом, изнутри колыбель выстилалась шкурками, в которые заворачивали ребенка. Через боковые стенки продергивала ремни, которыми шнуровали ребенка поверх пеленок Для этого вида колыбели была характерна своеобразная подставка под днище, состоящая из двух сегментообразных кусков дерева, соединенных перекладиной, что позволяло раскачивать стоящую на полу колыбель.

У хакасов существовала колыбель, сделанная из цельного куска бересты, свернутого в виде плоского широкого корыта. Со стороны ног ребенка колыбель ставилась на пол, а изголовье при помощи двух веревочек прикреплялось к потолку жилища. Качание в этом случае происходило только боковое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

История первомайского костёла под названием «Возвышенность святого креста»
До 1920 года приход Собакинцы, ныне Первомайск, своего приходского костёла не имела. В то время она относилась к Заболоцкому костёлу, находящемуся в Вороновском районе, и называлась Заболоцко-Собакинский приход. Из-за того, что костёл За ...

Одежда
Мужская и женская одежда изготавливалась, по большей части непосредственно в крестьянском доме. Традиционные крестьянские продукты производства: льняное и посконное полотно, сукно, полусукно, кожа. Эти материалы изготавливались и были вос ...

Антропологический тип
Современные крымские караимы - среднего роста, с широкой грудной клеткой, с гладкими, иногда слегка волнистыми темными волосами и темными глазами.95% имеют брахицефальный череп, со слегка приплюснутым затылком. Причиной этой деформации яв ...