Типы и состав семьи

Страница 6

Как пережиточную форму большой патриархальной общины С.M. Абрамзон и Т.А. Жданко рассматривали сохранявшиеся у казахов, киргизов и каракалпаков семейно-родственные группы, "состоявшие из семей находившихся в той или иной степени родства и связанных сознанием происхождения от одного, как правило, не столь отдаленного реального предка" [Абрамзон С.М., 1951. С. 153]. Подобные общественные подразделения, конечно, характеризовались традицией экзогамии, однако входили в более крупные экзогамные образования, которые в отечественной этнографии было принято отождествлять с "родами". Другими словами, они представляли собой «Внутриродовые структуры — мелкие родственные подразделения, такие как хан-торель (кровные родственники) у тувинцев; толь (большая семья) у некоторых групп алтайцев и шорцев; ата-балалары (сыновья такого-то отца) у казахов; коше у каракалпаков; ара, аймак или тармык (родственное подразделение) у башкир и т.д.» [Абрамзон С.М., 1975, С. 32].

Интересно, что тюркские системы родства весьма напоминают латинскую (особенно чертами поколенного скашивания по типу «омаха», отмеченного у римлян Д.А. Ольдерогге [Ольдерогге Д.А., 1960. С. 23]). Малая патриархальная семья хакасов имеет типологическое сходство с римской семьей по собственному праву.

Семьей по собственному праву цивилистика считает множество лиц, подчиненных одной отцовской власти или по природе или по праву, как, например, отец семейства, мать семейства, дочь семейства и те, кто далее следует за ними (внуки и внучки и т.д.). Отцом семейства (paterfamilias) назывался тот, кто имел господство в доме, даже если он не имеет сына. Римляне обозначали этим словом не только его лицо, но и его право: поэтому и малолетний при определенных обстоятельствах назывался отцом семейства. Лишь со смертью домовладыки, сколько бы лиц не находилось у него в подчинении, они получали собственные семьи: ибо отдельные лица принимали отныне титул домовладыки (главы семейства). То же самое происходило и с теми, кто эмансипирован из семьи - «ведь он, cтав самовластным, обладает собственной семьей» [Дождев Д.В., 1996].

Семья в обычно-правовой системе хакасов, безусловно, является самостоятельным субъектом, обладающим определенным объемом прав и обязанностей. Она осуществляла хозяйственную и общественную функции. Другой, не менее важной задачей семьи, являлось продолжение рода и воспитание детей. В рамках этой многофункциональной группы в значительной степени происходила социализация личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Похожие материалы:

Елим Павлович
Самой заметной фигурой среди наследников П.П. Демидова был его старший сын Елим Павлович, егермейстер высочайшего двора, Для своей карьеры он выбрал традиционное семейное поприще — службу в Министерстве иностранных дел. В канун февральско ...

Историко-архитектурный ансамбль Вологодского Кремля бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник
Спустившись с колокольни, перейдем к осмотру Архиерейского двора. Под этим названием подразумеваются постройки на дворе вологодских архиепископов. В настоящее время в этих зданиях размещается областной краеведческий музей. Вход устроен ме ...

Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры
Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры Л.Н. Гумилёв рассматривал этнос как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном. Этнос – это динамическая сис ...