Типы и состав семьи
Правовая культура хакасов в области семейных отношений в том виде, в котором она предстает перед нами по источникам XVIII – начала XX вв., - продукт длительной эволюции. На формирование этого сложного явления несомненное влияние оказало взаимодействие традиционных институтов права и судопроизводства с российскими государственными институтами. Вместе с тем во внутрисемейном укладе, в семейной обрядности сохранялись древние обычаи, восходящие к разным этапам развития общества коренного населения Хакасско-Минусинского края и сопредельных территорий и других тюрко-монгольских народов.
Семья — «источник и причина почти всего», является важной структурообразующей частью общества – «почти универсальной социальной единицей» [Бродель Ф., 1994. С. 81].
Семья у хакасов обозначалась терминами yйа-cöп, cöбipe, тöл, кöс. Уйа - переводится как «гнездо, поколение»; cöп - «поросль, дети»; cöбipe -«маленькие дети, семейная ячейка»; тöл - «поколение, потомство, родственная группа, клан», кöс - «кочевка, кочевье» [Бутанаев В.Я., 1999]. Такие определения свидетельствует о том, что хакасы понимали семью как средство продолжения рода. Семьей называли такую ячейку общества, которая состояла из мужа, жены и обязательно детей. Считалось, что чем многодетное семья, тем счастливее родители, которым удалось достичь главных целей создания семьи в традиционной системе ценностей - продолжить свой род, оставить и обеспечить потомство. Без детей нет семьи, нет своего «гнезда».
Дети в традиционной системе ценностей занимали особое место и считались главным богатством человека. Как гласила одна из пословиц: «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа» [Бутанаев В.Я., 1988. С. 206].
Семья предполагала наличие своего имущества, хозяйства, материальных ценностей, которые создавались и передавались по наследству, также на основе обычного права. То, что семья была основной хозяйственной ячейкой хакасского общества, не требует доказательств. И гораздо сложнее вопрос, какова ее роль в общественной жизни, была ли она подобно современной, так называемой малой семьей или, включая в свой состав значительный круг людей, связанных близкими родственными отношениями, являлась большой семьей.
Под "большими семьями" у хакасов выдающийся советский этнограф C.A. Токарев, работавший в Хакасии во время эвакуации, понимал «неразделенные семьи, состоящие из вместе живущих нескольких женатых братьев или отца с неотделенными женатыми сыновьями и их семьями».
Автор процитированной работы затруднился ответить на вопрос о том, представляла ли в тот период большая семья у хакасов лишь эпизодическое явление или остаток пройденной ранее стадии развития. Он предположил, что «большая семья и в XIX в. и раньше существовала лишь как подчиненная форма рядом с преобладающей малой семьей. Возможно, что неразделенная семья была характерна лишь для определенных классовых групп, в частности для байской верхушки, хотя и среди бедняков мы эту форму семьи отмечали» [Токарев С.А., 1952. С. 124].
При рассмотрении подворных материалов по Сагайской и Койбальской степным думами, можно столкнутся с двумя типами семьи: малой – состоящей из мужа, жены и несовершеннолетних детей и большой — насчитывающей в своем составе до полутора десятков домочадцев трех поколений. Первый тип более типичен для хакасского аала, второй же встречается реже.
Например, по архивным данным Стенной думы соединенных разнородных племен (где был составленименной список жителей), в Дальнекаргинском роде всего зафиксировано 105 семей: 36 семей из 3 – 5 человек, 61 - из 6 – 8 человек, 8 – из 10 – 11 человек.
Похожие материалы:
Тенденции изменения сезонных праздников Японии в перспективе
Большинство сезонных праздников воспринимается в наши дни уже иначе, чем много лет назад. Истоки начинают забываться, с переносом дат проведения празднований теряется смысл. Поколения сменяют друг друга, время идёт вперёд, и люди меняются ...
Семейное право хакасов в XIX-начале XX века
Семейное право хакасов в XIX начале XX века
Интерес к истории семьи объясняется той важной ролью, которую она играла в развитии и становлении правовой системы общества, в воспитании детей, формировании социального и индивидуального созна ...
Революции 1917 года
О февральских событиях в Петрограде, Москве и Ростове жителям села стало известно от рабочих железнодорожных станций. Помещик Павлов, его чиновники, купечество зашевелились. В селе образовался новый политический орган – «Комитет спасения ...