Гатчина - это Россия и весь мир

Страница 3

В библиотеке дворца-музея сохранилось несколько книг Павла I по истории Мальтийского ордена. Известно, что в 1798 году Павел I принял титул Великого магистра этого ордена. Художник С.Тончи написал портрет императора с мальтийскими регалиями. Тронной кресло Павла I тоже украшено мальтийским крестом.

Павел I заказал талантливому русскому архитектору Н.А.Львову строительство оригинального дворца-замка для приора Мальтийского ордена. Приоратский дворец был построен на берегу Черного озера в парке. Украшенный стройной каменной башенкой и остроконечными крышами, он выполнен из необычного материала - спрессованной земли.

Незабываемым для Павла I стал прием, оказанный во время заграничного путешествия в замке Шантильи, владении принца Конде. По чертежам, присланным затем из Франции, по желанию Павла в Гатчину были перенесены многие уголки парка и сооружения этого поместья под Парижем, где работал знаменитый Ленотр.

Площадь "Коннетабль" с 32-метровым обелиском, дорогой с мостами и кордегардиями, ведущая ко дворцу, является своеобразным вариантом площади, созданной в честь знаменитых военачальников Франции - коннетаблей Монморанси и владельцев Шантильи.

Придворцовые сады, устроенные на искусственных террасах, спланированы в "регулярном" стиле, подобно итальянским и французским образцам, с лестницами и площадками, со скульптурой и цветниками.

Парадные входы в парк Гатчины украшены каменными воротами по типу римских триумфальных арок.

Тема любви тоже нашла свое воплощение в Гатчинском парке. Под неярким северным небом в широкие водные глади живописного Белого озера естественно вписался очаровательный парковый павильон, посвященный богине любви Венере. Находясь на острове Любви, омываемый с трех сторон водой, павильон как бы плывет по озеру. Проект павильона Любви, созданный в подражание античным храмам, тоже заимствован в парке Шантильи, но на русской земле он получил новое художественное звучание.

Еще один уголок галантной Франции скрывается за каменной стеной парка вблизи дворца. Простой формы каменные ворота с аркой, над которой помещена маска лесного духа, приглашают в парк Сильвия. Первоначальная планировка парка с кружевной сетью дорожек, площадок для игр, маленькими прудами с каскадами напоминала Павлу I аналогичный парк во французском поместье, а название - о романтических любовных историях и легендах, рассказанных там.

Недалеко от острова Любви среди деревьев за массивным каменным порталом "Маска" прячется домик-сюрприз, созданный тоже французскими мастерами, но из традиционно русского материала. Фасады, ставни окон и двери затейливого паркового павильона декорированы кусками стволов березы, красавицы русского леса. По преданию, Березовый домик с нарочито простой отделкой внешне и изящным дворцовым залом внутри подарила Павлу I императрица Мария Федоровна "дабы вызвать улыбку на устах любимого супруга".

Вначале гатчинские парки создавались в пейзажном стиле под руководством английских мастеров совместно с Антонио Ринальди. Талантливые парковые архитекторы и садоводы Дж.Гакет, Дж.Шпарро, братья Гельмгольц, прочувствовав своеобразную неброскую красоту русского северного края, построили на огромной территории (общая площадь парков около 700 га) разнообразные "живые" картины природы: живописные рощицы сменялись зелеными лужайками, запутанные дорожки то вели на невысокие холмы, то спускались к озерам.

Эпическая красота обширных водных пространств является отличительной чертой парков Гатчины. Объединенные в единую водную систему, Серебряное, Черное, Глухое озера, пруды и речки рождают ощущение простора и величия.

Многочисленные острова, искусственные и созданные природой, украшают озера. Через протоки, водные лабиринты, на острова перекинуты разнообразные мостики: каменные, деревянные, металлические с ажурными ограждениями.

Парковый фасад дворца отражается в зеркальной глади озер, а его высокие башни видны из многих точек парка.

Для сменяющих друг друга императоров в Гатчинском дворце оформлялись "собственные" апартаменты, не подвергая переделке помещения предшественников. К началу XX века дворец в Гатчине стал самым большим по количеству помещений и самым богатым по коллекциям разных произведений искусств среди пригородных дворцов Санкт-Петербурга.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Свадьба
Само название свадьба Hochzeit 1, свидетельствует о том, что народ рассматривал это событие как праздник, как своего рода кульминацию в жизни человека. В сельской местности в крестьянской среде долго придерживались обычая локальной эндог ...

Русские народные сказки
Главным признаком всех эпических жанров фольклора является их сюжетность. Однако сюжет в каждом жанре имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями содержания, творческих принципов и назначения жанра. Сказка является одним из в ...

Проблемы этнической идентичности
О появлении в отечественной науке концепций этнической идентичности (этнического самосознания) можно говорить, лишь начиная с конца 80-х годов минувшего столетия. Поскольку история появления и утверждения в этнографической науке понятия э ...