Гатчина - это Россия и весь мир

Страница 4

Гатчинский дворец представлял собой музей по истории искусства интерьера от середины XVIII до начала XX веков. Только в Арсенальном каре было свыше 200 помещений, многие из них являлись яркими образцами стиля "историзма". Талантливый русский архитектор Кузьмин, перестроив боковые корпуса дворца и надстроив над ними третий этаж, создал неповторимые по красоте и разнообразию анфилады комнат для императоров Николай I, Александра II, их супруг и детей. В оформлении интерьеров были использованы элементы и формы различных европейских стилей: ренессанса, готики, барокко, рококо.

В многочисленных гостиных, кабинетах, спальнях, ванных комнатах - обилие мебели, тканей, зеркал, бронзы, картин. Мебель расставлена так, что образует уютные уголки для работы, отдыха, приема гостей. Среди богатейшего собрания картин особенно много портретов царской семьи и европейских родственников.

В красочном калейдоскопе сменяющихся комнат особо выделяются помещения, где стены и мебель обиты английским вощеным ситцем "чинз" с цветочным узором.

Император Александр III, как и его прадед Павел I, очень любил "милое Гатчино" и избрал эту резиденцию постоянным местопребыванием.

Будучи страстным коллекционером, Александр III для украшения Гатчинского дворца, как и его предшественники, закупал первоклассные произведения искусства и предметы быта разных стран и веков. Особым увлечением императора была живопись русских художников-современников. Высокого роста, сильный, с окладистой бородой, любящий носить простую одежду, есть простую русскую пищу, Александр III постоянно подчеркивал, что он - русский православный император.

В личных комнатах семьи Александра III было много икон, пасхальных яиц. Для вдовствующей императрицы Марии Федоровны фирмой Фаберже было изготовлено пасхальное яйцо с миниатюрной копией Гатчинского дворца.

Родственные связи с Германией, жена-немка и особенно преклонение перед авторитетом прусского короля Фридриха II способствовали тому, что во времена Павла I Гатчина больше напоминала немецкий городок с его порядками: башенки со шпилями маленьких крепостей, которые охраняли подступы к городу, казармы "гатчинских" войск, полосатые шлагбаумы со сторожевыми будками на улицах, а на площади перед дворцом марширующие войска в военной форме немецкого покроя.

В конце XIX века Гатчина превратилась в модный дачный городок. Многие писатели, поэты, музыканты и художники подолгу жили здесь и посвящали Гатчине свои произведения.

В царствование Александра III, который искоренял "неметчину", как он называл все иностранное, Гатчина превратилась в уютный русский городок. До сих пор на улочках старой Гатчины сохранились деревянные домики, украшенные по фасадам, наличникам окон, ограждений балконов, крылечек ажурной резьбой. Изящные башенки с флюгерами, застекленные веранды, балкончики придают особое очарование этим районам города.

Причудливой формы каменный особняк в стиле скандинавского модерна с просторным двором за высокой глухой стеной принадлежал известному художнику-карикатуристу П.Е.Щербову. У него в гостях часто бывали А.Блок, В.Брюсов, А.Толстой, М.Горький, М.Шаляпин и др.

На соседней тихой улочке в "зеленом" домике жил писатель Александр Куприн - "всероссийский гатчинский житель", как он себя называл.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие материалы:

Гатчина - это Россия и весь мир
Гатчина - небольшой российский город с загадочным названием. Являясь крупным промышленным, научным, учебным центром Ленинградской области, создавая новые жилые районы, он бережно сохраняет "Старую Гатчину" с тихими уютными улочк ...

Верх-Яйва
"Село Яйва прозвано по реке Яйве, над которою оно стоит; около сей реки места казалися быть тучнее и сушее и везде видны были пахотные труды", - записал Лепехин. Пахотные труды видны и ныне. Поля, долины речек, а стена тайги от ...

Методика исследования наскальных рисунков на примере древнего искусства Шишкинские писаницы
Научная достоверность произведений древнего наскального искусства во многом зависят от совершенства методики фиксации рисунков. Методика фиксации развивалась от элементарного перерисовывания видимых изображений художником до фотофиксации ...