Гатчина - это Россия и весь мир
В 1851 году на площади был поставлен памятник Павлу I работы скульптора И.Витали. Моделью для памятника послужил портрет императора, написанный русским художником С.С.Щукиным и утвержденный самим Павлом I. Встав на пьедестал, бронзовый Павел, в форме полковника Преображенского полка, в высоких ботфордах, широкой треугольной шляпе, с тростью и шпагой, гордо глядя на свой дворец, продолжает принимать бесконечный парад времени.
Перестройкой дворца по заказу Павла I руководил вновь итальянский архитектор Винченцо Бренна. В результате бывший загородный дом стал выглядеть более величественным и "суровым". Перед дворцом появилась площадь, окруженная рвом с бастионами и пушками в амбразурах.
В значительно расширенном павловском дворце были оформлены новые парадные залы: торжественные тронные, пышные приемные, нарядные гостиные, достойные величия будущего императора, а также уютные жилые помещения для большой семьи Павла Петровича, родственников и членов "малого" двора.
Первоклассные произведения живописи, скульптуры, мебельного искусства, изделия из бронзы и камня, ковры и фарфор, выполненные в странах Европы и Востока, украсили интерьеры новой императорской резиденции.
Среди богатейшего убранства дворца было много вещей, закупленных Павлом Петровичем и его супругой во время их путешествия по странам Европы в 1781-82 гг под именем графов Северных.
Большое воздействие на вкусы и пристрастия "гатчинского" императора оказали посещения дворцов французского, австрийского, прусского, неаполитанского королей, музеев и галерей Италии, мастерских известных художников и скульпторов, модных магазинов и известных мануфактур Франции. Великолепные интерьеры Белого зала, Мраморной столовой, Греческой и Чесменской галерей иллюстрируют искусство древней Греции и Рима.
Стены и потолок Белого зала оформлены многочисленными лепными композициями из цветочных гирлянд, раковин, изображений животных и мраморными барельефами по сюжетам поэмы Гомера "Илиада", а также истории Александра Македонского. Мраморные статуи и бюсты античных богов, героев, эффектно расставлены вдоль стен зала. Изумительный по красоте и изяществу паркет и полотнища дверей, выполненные по проекту Ринальди, дополняют праздничный наряд зала.
Известный и модный в XVIII веке французский художник - "живописец руин" Гюбер Робер для Греческой галереи исполнил 4 большие красочные картины.
Чесменская галерея получила свое название в память о блестящей победе русского флота над турецким в 1770 году в Средиземном море. Эпизоды знаменитого сражения изобразил популярный немецкий художник Я.Гаккерт. В пышный декор галереи включены символы власти императорского Рима и профили императоров.
В Верхней тронной Павла I, Парадной опочивальне и Малиновой гостиной воспета слава искусству Франции периода абсолютизма.
Главным украшением Верхней тронной и Малиновой гостиной стали гобелены из серий "Страны света", "Портреты богов" и "Дон Кихот", подаренные Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой в Париже.
Во Франции для Парадной опочивальни были закуплены лионский шелк голубого цвета, шитый серебром, фарфоровые вазы кобальтового цвета севрской фабрики. Живопись на потолке исполнил французский художник Дуайен. Роскошная деревянная резная кровать под балдахином и огражденная балюстрадой напоминает ложе короля-Солнце Людовика XIV.
Уникальная коллекция холодного и огнестрельного оружия, которую начал собирать еще первый владелец дворца Г.Орлов, продолжили Павел I и все следующие владельцы, была использована в оформлении Оружейной галереи. Большую часть коллекции составляли охотничьи ружья. Особенно эффектно смотрятся композиции: из пистолетов - вензеля Павла I и из ружей - солнца.
Любимыми помещениями Павла в Гатчинском дворце были его "личные" комнаты, расположенные на первом этаже с окнами в Собственный садик. В них гатчинский император работал, думая о будущем переустройстве России, отдыхал, молился. На стенах висели портреты его кумиров: прадеда - Петра I, отца - Петра III, Генриха IV, Фридриха II, картины любимых художников, хранились памятные сердцу предметы, важные документы. Позже эти комнаты были превращены в своеобразный музей памяти императора, где сохранялась обстановка павловского времени. Среди вещей экспонировались мундир, ботфорды, трость, рубашка со следами крови и ширма, перенесенные сюда из Михайловского замка Санкт-Петербурга, где Павел I был убит группой заговорщиков.
Похожие материалы:
Происхождение караимов
Происхождение караимов и история народа до настоящего времени вызывают много споров. Эти проблемы не могут считаться однозначно решенными, хотя сами караимы заявляют о том, что они давно решены.
Этническое происхождение караимов отражает ...
Образная основа русской свадьбы
Свадебный обряд содержит многочисленные символы и аллегории, смысл которых частично утерян во времени и существует только как ритуал.
Для среднерусской свадьбы характерен обряд «елки». Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева, ...
Научное сообщество и Западносибирский отдел
Русского географического общества
Что же касается научного общества, то процветание его в сибирском городе, большинство населения которого (даже образованная его часть), прямо скажем, было весьма далеко от научных изысканий, вряд ли представлялось возможным без активной о ...