Выражение особенностей менталитета в традициях, обычаях и поведении

Страница 4

Ценимый в народе покладистый характер девушек звучит в пожелании «Невеста пусть, войдя в ваш дом, да покорится вам во всем!», «Пускай она глазами мужа на мир глядит!», «Пускай она словами мужа с другими говорит!», «Пусть она будет терпеливой такой, что если вдруг ей придется рвать крапиву — пусть не отдернет рук!».

Что касается полигамии, то у даргинцев она не имела в прошлом широкого распространения, хотя шариат позволял иметь четырех жен. В основном это было привилегией состоятельных людей. Сегодня так называемые «новые дагестанцы» чаще всего многоженцы, что подчеркивает их социальный престиж (фактически многожёнство среди даргинцев составляет не более 4 % случаев среди опрошенных, ещё 14 % опрошенных достоверно известны такие случаи среди односельчан) Отношения строятся на традиционной основе, то есть главенствующее положение мужчины и зависимое — женщины. Нужно отметить, что полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против быть вторыми, третьими женами (их среди даргинок по результатам опроса 21 %)

Социальное пространство в современной жизни людей обусловлено многими составляющими. Это провозглашаемая или подразумеваемая идеология государства, традиционные нормативы, нравственные требования реалий, реалии межэтнических и экономических отношений людей, естественно — историческая нестабильность правовых и моральных критериев. Эта сложная система зависимостей, обязанностей и свобод, осваивается даргинской молодежью через правила взаимодействия с другими людьми, которые предопределены государственными и религиозными законами, системой традиционных взглядов и межэтническими отношениями[10].

Религия в жизни молодежи сегодня играет особую роль. Хотя дагестанцы верующими были всегда, но с началом перестройки замечен бурный рост религиозного самосознания. В настоящее время все сколько-нибудь важные вопросы решаются с согласования советов алимов (ученых) и джамаатов (совет старейших), особенно это характерно для сельчан. В последние годы активно восстанавливаются культовые сооружения — построены 1500 мечетей, несколько высших учебных заведений, медресе, школ. Издается религиозная литература. Сотни молодых дагестанцев учатся в духовных ВУЗах стран исламского мира.

Но ислам не единственная религия, повлиявшая на представления даргинцев о мироустройстве. Несмотря на тысячелетия традиции исповедания ислама народами Дагестана, в сознании людей сохранились следы язычества. В частности, проклятия, звучащие сегодня, «Пусть тебя унесет огонь ада!», «Чтоб в твоем очаге было темно!», «Да погаснет твой очаг!» восходят к временам язычества. Культ огня в сознании даргинцев связан с представлениями о благополучии семьи. Огонь — это символ дома, очага, и потому сохранение огня означает сохранение семьи (дома).

Религиозные законы, тесно переплетаясь с традиционными взглядами даргинцев, определяют нормы поведения, которые не терпят отступлений от установленного этикета, невыполнение приводит к разрушению доброжелательных межличностных отношений.

Развитие личности определяет выполнение таких норм поведения, которые человек должен усвоить не только потому, что предпочитает их, сколько потому, что социальная среда, в которой живет он, требует от него этого. Он должен сдерживать свои желания, должен поступать не так, как он предпочитает, а как от него требуется. Эти нормы поведения, которые требует социальная среда от индивида, усваиваются в семье. Появляясь на свет, ребенок в традиционных этносах строит свою жизнь в соответствии с родительскими ценностями и культурными символами отцовства и материнства: основным механизмом служит подражание. На базе подражания (осознанное и неосознанное копирование стереотипов поведения этнической общности, где воспитывается) и на базе принуждения (орудиями принуждения служат традиции и ценностные ориентации общества) происходит этническая самоидентификация. Нормы и правила дагестанских этносов считаются унаследованными от предков и имеют императивный характер для любого. Ссылка на закон предков — основной способ мотивации действий в данной системе поведения (в качестве важности в мотивах своих поступков его отметили 59% опрошенных)[11].

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Фабричная промышленность
В 1860 году фабричная промышленность города состояла из 21 заведения, в том числе девяти кожевен, шести салотопен, пяти мыловарен и одного восокобелильного заведения. Судя по числу работников, только два кожевенных завода, где было занято ...

Этническая история
Ранняя история Сингапура очень туманна и неопределенна. Первые сведения об этом месте относятся ко II веку. Автохтонное население Сингапура (В старину остров назывался Тумасик (или «морской порт»)) составляли малайцы. Жители занимались ры ...

«Пристойно вновь быть городу, край самой степи калмыцкая..»
Целью моей работы не является, полное освещение возникновения города на Иртыше, но хотелось бы отметить, что современная городская территория была освоена человеком за многие тысячелетия до возникновения Омска. Это доказывают археологичес ...