Выражение особенностей менталитета в традициях, обычаях и поведении

Страница 3

Половая идентификация для дагестанцев традиционно ярко выражена в поведении, трудовой деятельности и распределении обязанностей.

В соответствии с определенной моделью поведения мальчики воспитываются как будущие хозяева, главы семьи. Большое значение придают физическому развитию ребят, которые с детства занимаются спортом, упражняясь в силе и мужестве. В девочке воспитывается терпеливость, указывается на ее подчиненное положение, на ее зависимость от брака. С малых лет она вместе с матерью выполняет работы, связанные с поддержкой чистоты и порядка в доме[8].

Существующая жесткая половая дифференциация, ценностное отношение к полу (особенно мужскому), у даргинцев мужчина — «столп дома», продолжатель рода, носитель родовых традиций — все это звучит в таких пожеланиях: «Да будет он (сын) опорой вашего рода!», «Да будет старшим братом семи братьев и одной сестры!», «Сыновья да будут невредимы!», «Чтобы одни мальчики рождались!». Проклятия — «Чтоб в вашем роду некому было носить шапку!», «Чтоб в вашем роду мальчик не родился!» лишают душевного покоя.

Ценностное отношение к мужскому полу проявляется в такой инициации как обрезание, которое вошло в сознание дагестанцев как обязательный ритуал, посвящающий мальчика в мужской союз и усиливающий мужскую сексуальную возбудимость,

Многие учение подчеркивают бесправное, приниженное положение женщин в прошлом, но «среди женщин мусульманского Востока горянка Дагестана все же была относительно свободной, она не носила чадры, паранджи, здесь не было женского затворничества». Уважение к женщине выражается в многочисленных обрядах и обычаях, например, в присутствии женщины мужчины не смели затевать ссору, сквернословить. Когда женщина проходила мимо стоящих на годекане мужчин, последние прекращали смех, чтоб она не могла подумать, что смех вызван разговором о ней. При появлении взрослой женщины, как в былые времена, так и в наши дни, принято вставать, что свидетельствует об уважении к ней. Честь женщин, особенно девочек, строго оберегалась. Нарушение этого правила служило поводом для кровной мести. Всякое мщение, наказание, а тем более убийство не могло быть в присутствии женщины. У горцев женщина с распущенными волосами и без головного убора, бросаясь в середину сражающихся, останавливала кровопролитие[9].

Щепетильность в вопросах чести и достоинства женщин и девушек, суровое осуждение малейшего легкомыслия с их стороны звучит в проклятиях: «Чтоб твою голову побрили!», «Чтоб твою косу обрезали!». В этих проклятиях отражен древний обычай наказания за несохранение невинности до замужества. Провинившуюся, побрив голову (отрезав косу), сажали задом наперед на осла и отправляли обратно в родительский дом. Возможно, эти проклятия связаны и с другим обычаем древности: после смерти мужа жену насильственно умерщвляли или она добровольно лишала себя жизни и супругов хоронили вместе. Об этом изустно передают мифы женщины друг другу. Согласно тем же преданиям в более поздние времена ограничивались тем, что в могилу клали косу женщины. В XIX — начале XX века у многих народов Дагестана сохранялся обычай, когда женщина в день смерти мужа в знак траура отрезала косы и обматывала ими руки и талию. Соответственно, это проклятие связано с обычаем — его произносят, когда желают смерти.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Животный мир Среднего Урала
На западном и восточном склонах животном мире Среднего Урала преобладают животные и птицы, приспособленные к жизни в хвойных лесах. Это росомаха, соболь, колонок, бурундук, глухарь, рябчик, тетерев. В верхнем горном поясе встречается дик ...

Разделение инородцев на группы
По «Уставу» «все обитающие в Сибири инородные племена» разделя­лись на три разряда: оседлых, кочевых и бродячих. В первый разряд вклю­чались «живущие в городах и селениях», во второй «кочующие земледель­цы» (буряты, качинцы), «южные ското ...

Цыганский национальный костюм
Весьма распространённой является точка зрения, что цыганский народный костюм у женщин всегда был ярким и дополнялся монистами. Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их утверждению, элементы ...