Выражение особенностей менталитета в традициях, обычаях и поведении

Страница 2

Нужно отметить, что в прошлом из-за нехватки земли и недостатков корма многие жители Дагестана не имели возможность заниматься животноводством и земледелием. А суровый климат высокогорья не позволял растить сады. Поэтому многие люди занимались ремеслами и отхожими промыслами. Малоземелье, сравнительно высокая плотность населения, избыток рабочих рук, отсутствие фабрично-заводской промышленности привели к тому, что в Дагестане зародился институт отходничества. Отправлялись работать на сезонные работы, нанимались рабочими и т.д. Одна из форм отхода было отходничество ремесленников. Их приглашали в соседние аулы на сельскохозяйственные работы, производство кирпичей, строительные работы. В наше время отходничество продолжает сохраняться как форма дополнительного, а в большинстве случаев и основного заработка (о возможности работать в городе, в том числе в центральных областях России, говорили до 36 % опрошенных).

В настоящее время молодые люди, не находя возможности реализовать себя, свои потребности у себя в селе, городе выезжают за пределы республики, страны. Для одних — это учеба, для другого — возможность сделать карьеру, для третьего — заработать деньги и обеспечить семью всем необходимым. Но все они схожи в одном — в желании добиться определенного статуса. В связи с этой особенностью в массовом сознании даргинцев представлены пожелания: «Дороги тебе счастливой!», «К лучшему Аллах да приведет тебя!», «Счастья и благополучия тебе в пути!», «Куда бы не поехал, возвращайся целым и невредимым!».

Проклятия, «Чтоб ты умер на чужбине!». «Чтоб для тебя были закрыты все дороги!», «Чтоб твой гроб привезли!», «Чтоб тебя чужаки убили!», фрустрируют и лишают уверенности в себе[7].

Дагестанцы также реализуют свои притязания на признание через отношение к религии. Представители всех дагестанских этносов — люди верующие. Все жизненные события сопровождаются религиозными обрядами. Религия, хотя и не является этнической особенностью, служит усилению внутренних эмоциональных связей. Регулирует жизнь не только верующих, но и большей части и неверующих. Это нечто самой собой разумеющееся, данное раз и навсегда. Религиозные обряды настолько переплелись в традиционных нормах поведения, прививаемые с детства, что на уровне обыденного сознания мораль и религия тождественны, неразделимы. Если раньше верующими было старшее поколение, то теперь с изменением отношения к религии со стороны государства, молодые люди проявляют позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Особенно для жителя села, где сильны традиционные устои, религия естественна, само собой разумеющееся. Это связано, прежде всего, с желанием жить в гармонии с другими людьми, боязнью общественного осуждения. Религия в настоящее время выступает как блюститель традиций, влияет на весь образ жизни верующих мусульман. В связи с этим в большинстве своем благопожелания начинаются с обращения к аллаху: «Аллах пусть даст вам жить в довольстве!», «Пусть аллах даст вам много детей!», «Аллах да простит вам ваши грехи!», «Пусть аллах будет доволен вами!» (верующими себя считают большинство опрошенных, но до 42 %, а среди горожан – 67 % не смогли объяснить, что они понимают под верой кроме просто веры в Бога/Аллаха).

Обращаясь к имени аллаха, не только благословляют, но и проклинают: «Да отнимет аллах у твоих детей язык, на котором говорит их мать!», «Я Аллах, чтоб ты треснул!».

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие материалы:

Красноярский парк флоры и фауны "Роев ручей"
Парк флоры и фауны «Роев ручей» - один из крупнейших зоопарков Сибири, расположенный в живописных окрестностях Красноярска, рядом с заповедником «Столбы». «Роев ручей» - одна из «визитных карточек» Красноярска. А «визитная карточка «Роев ...

Народный календарь как явление традиционной культуры
Русский народный календарь – это свод обрядов, обычаев, народных праздников и самой трудовой жизни нашего народа. Русский месяцеслов всегда привлекал внимание фольклористов, филологов, историков, этнографов, агрохимиков. Русский народный ...

Историческая справка
В 1681 г. из Албазина в устье Амура прошел отряд из 18 казаков под командованием Сенотрусова. 8 декабря 1858 г. по инициативе губернатора Восточной Сибири графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского на основании Высочайшего Указа из ча ...