Выражение особенностей менталитета в традициях, обычаях и поведении

Страница 5

Немаловажное влияние на развитие самосознания личности оказывают государственные школы, которые приобщают молодежь к общечеловеческим ценностям, формируют гражданские чувства и государственное мышление. Но в настоящее время отсутствие целостной идеи воспитания в современных школах в силу общего кризиса общества (его политической и экономической структуры, разрушение ценностного мира, присущего советскому типу социализации) привели к фрустрации молодежь, которая нуждается в этом возрасте в четких и привлекательных для себя идеалах. Поэтому на фоне усиления межэтнических конфликтов для молодежи этничность становится самоценностью как чувство принадлежности «кровной» групповой общности, которая может обеспечить психологическую защищенность в сложных социальных реалиях. Эта ориентированность молодежи на свою этничность актуализирует в их сознании сущностные характеристики этноса (исконная культура, ценностные ориентации). Соответственно, права и обязанности молодежи исходят от установленных традиционных нормативов поведения в данном обществе. Права человека, по сложившемуся менталитету традиционного общества, существуют в социальном пространстве как некая абстракция, в то время как обязанности заключаются в соблюдении тех норм, выполнение которых приводит к признанию в обществе.

Социальное пространство современной молодежи обусловлено как системой традиционных взглядов, так и реальными межэтническими отношениями. Особенностью восприятия друг друга молодежью традиционных этносов, проживающих в полиэтнической среде, является не столько этническая принадлежность, сколько личностные и деловые качества. Представления друг о друге даргинцев характеризуются благожелательной взаимопредставленностью.

Зафиксированные авто- и гетеростереотипы этих этносов проявляются во взаимодействии, а реальные взаимодействия представляют высокую степень признания и понимания (корреляционная связь авто- и гетеростереотипов обнаруживается на уровне 0,73). Изучение установок в межэтнических взаимодействиях через отношение к наиболее предпочтительному этносу в выборе друга, соседа, супруга, своего кунака, гостя на празднике, жителя своего села, своего начальника, депутата в Государственную Думу, говорят о высоком уровне этнотерпимости даргинской молодежи. Однако, что касается брака, они ориентированы на традиционные представления о нежелательности межэтнических браков (97,5% даргинцев предпочитают супруга своей национальности). Объяснение этому мы находим в традиционной эндогамии и этнокультурных мотивах (чужие обычаи, манера самовыражения, традиции актуализируются в семье, где благоприятная социально-психологическая обстановка зависит от общности стиля жизни и форм поведения.

Так как мы обсуждаем специфику менталитета традиционных этносов, а им, как известно, характерна замкнутость на себе, на своих ценностях, определенное недоверие, а зачастую и враждебность к представителям «чужих» этносов; любопытно узнать, как же ведет себя современная молодежь традиционных этносов в различных фрустрационных ситуациях. Для чего мы воспользовались методом «Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания Общей тенденцией проявления типа реакции при депривации структурных звеньев самосознания сверстниками «своего» и «другого» этносов дагестанской молодежи является агрессивный. При депривации сверстниками «другого» этноса чаще проявляется фрустрация с агрессией, чем при депривации сверстниками «своего» этноса. Наиболее фрустрированными оказываются структурные звенья «имя», «половая идентификация», «притязания на признание», что говорит о большей субъективной значимости для них ценностных ориентаций структурирующих данные звенья самосознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие материалы:

Революции 1917 года
О февральских событиях в Петрограде, Москве и Ростове жителям села стало известно от рабочих железнодорожных станций. Помещик Павлов, его чиновники, купечество зашевелились. В селе образовался новый политический орган – «Комитет спасения ...

Методика исследования наскальных рисунков на примере древнего искусства Шишкинские писаницы
Научная достоверность произведений древнего наскального искусства во многом зависят от совершенства методики фиксации рисунков. Методика фиксации развивалась от элементарного перерисовывания видимых изображений художником до фотофиксации ...

Основание Саратова
Необходимость укрепления юго-восточных рубежей, заселения и освоения обширных земель, развития торговли по Волжскому пути вызвала строительство городов и крепостей на новой окраине государства. Основанные на Волге города стали мощным засл ...