Выражение особенностей менталитета в традициях, обычаях и поведении
Немаловажное влияние на развитие самосознания личности оказывают государственные школы, которые приобщают молодежь к общечеловеческим ценностям, формируют гражданские чувства и государственное мышление. Но в настоящее время отсутствие целостной идеи воспитания в современных школах в силу общего кризиса общества (его политической и экономической структуры, разрушение ценностного мира, присущего советскому типу социализации) привели к фрустрации молодежь, которая нуждается в этом возрасте в четких и привлекательных для себя идеалах. Поэтому на фоне усиления межэтнических конфликтов для молодежи этничность становится самоценностью как чувство принадлежности «кровной» групповой общности, которая может обеспечить психологическую защищенность в сложных социальных реалиях. Эта ориентированность молодежи на свою этничность актуализирует в их сознании сущностные характеристики этноса (исконная культура, ценностные ориентации). Соответственно, права и обязанности молодежи исходят от установленных традиционных нормативов поведения в данном обществе. Права человека, по сложившемуся менталитету традиционного общества, существуют в социальном пространстве как некая абстракция, в то время как обязанности заключаются в соблюдении тех норм, выполнение которых приводит к признанию в обществе.
Социальное пространство современной молодежи обусловлено как системой традиционных взглядов, так и реальными межэтническими отношениями. Особенностью восприятия друг друга молодежью традиционных этносов, проживающих в полиэтнической среде, является не столько этническая принадлежность, сколько личностные и деловые качества. Представления друг о друге даргинцев характеризуются благожелательной взаимопредставленностью.
Зафиксированные авто- и гетеростереотипы этих этносов проявляются во взаимодействии, а реальные взаимодействия представляют высокую степень признания и понимания (корреляционная связь авто- и гетеростереотипов обнаруживается на уровне 0,73). Изучение установок в межэтнических взаимодействиях через отношение к наиболее предпочтительному этносу в выборе друга, соседа, супруга, своего кунака, гостя на празднике, жителя своего села, своего начальника, депутата в Государственную Думу, говорят о высоком уровне этнотерпимости даргинской молодежи. Однако, что касается брака, они ориентированы на традиционные представления о нежелательности межэтнических браков (97,5% даргинцев предпочитают супруга своей национальности). Объяснение этому мы находим в традиционной эндогамии и этнокультурных мотивах (чужие обычаи, манера самовыражения, традиции актуализируются в семье, где благоприятная социально-психологическая обстановка зависит от общности стиля жизни и форм поведения.
Так как мы обсуждаем специфику менталитета традиционных этносов, а им, как известно, характерна замкнутость на себе, на своих ценностях, определенное недоверие, а зачастую и враждебность к представителям «чужих» этносов; любопытно узнать, как же ведет себя современная молодежь традиционных этносов в различных фрустрационных ситуациях. Для чего мы воспользовались методом «Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания Общей тенденцией проявления типа реакции при депривации структурных звеньев самосознания сверстниками «своего» и «другого» этносов дагестанской молодежи является агрессивный. При депривации сверстниками «другого» этноса чаще проявляется фрустрация с агрессией, чем при депривации сверстниками «своего» этноса. Наиболее фрустрированными оказываются структурные звенья «имя», «половая идентификация», «притязания на признание», что говорит о большей субъективной значимости для них ценностных ориентаций структурирующих данные звенья самосознания.
Похожие материалы:
Современный город – Вологда; день сегодняшний; знаменитые земляки и
перспектива развития
С Вологдой напрямую связана жизнь многих выдающихся россиян: первого доктора медицины Матвея Мудрова; поэтов и писателей Константина Батюшкова, Владимира Гиляровского, Николая Рубцова, Сергея Орлова, Варлама Шаламова, Василия Белова; меце ...
Интеллигенция Омска в эпоху первой российской
революции
Разразившаяся в 1905 году первая российская революция всколыхнула все слои населения. Ведь революцию ожидали все. Одни – с глубокой тревогой, другие – с нескрываемой надеждой. Политическое брожение постепенно охватило все слои омского нас ...
Молчан и Косьва
В позапрошлом веке, вероятно, в такой же погожий летний день, эта деревня встретила проезжавшего через нее академика
Лепехина легким дымком, который, как он отметил, "везде курился для прогнания оводу, который в несказанном множеств ...