Развитие толерантности на современном этапе

Страница 1

На настоящем этапе развития наций и межнациональных отношений социально-психологические проблемы их жизнедеятельности вышли на первый план. Это закономерно обусловлено как ростом национального самосознания, так и кризисными явлениями в обществе. Негативную, будоражащую национальные чувства роль сыграли разочарование в недавнем прошлом, методичное навязывание своей информационной системой установки на полную ущербность прошлого, социально-политический, экономический и духовно-нравственный кризис, отсутствие доверия к государственной власти.

Серьезные изменения, произошедшие в последние десятилетия во всех сферах социальной жизни, затронули широкий спектр отношений общества и личности. Следствием этого стало то, что в российском обществе крайне редко гневное и осуждающее отношение к другим мнениям сейчас уступает место признанию права на их существование. Политические оппоненты крайне редко соглашаются с тем, что носители иных взглядов также озабочены судьбой своей страны, хотя и предлагают другие пути и средства ее развития. Поэтому вне всякого сомнения распространение толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность к компромиссу и диалогу стали насущной потребностью современного общественного бытия. Но как многие широко используемые категории, понятие толерантности содержит в себе несколько возможных интерпретаций, по поводу которых разворачиваются споры не только между противниками принципа терпимости, но и между его сторонниками.

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркнуто: «Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими»[3]. А в федеральной целевой программе сказано, что « . толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям»[4]. Реальные возможности реализации толерантности в современной России, как и в любом обществе, зависят от существующих социальных, культурных и правовых традиций, уровня общей культуры, подготовки и умонастроения лиц, призванных его реализовывать. Воспитание культуры чувств следует рассматривать как одну из первооснов формирования толерантной жизненной позиции, рассматривать в плане их конкретности и общественной значимости, их богатства и силы выраженности, характера их проявления и в их содержательности, в способности каждого человека управлять ими в различных ситуациях, так как чувства оказывают огромное влияние на все виды его деятельности.

К сожалению, в последние годы мы все чаще слышим о проявлении чувства национальной розни, расистских, экстремистских настроениях в обществе. Проблемы этнической толерантности в России - стране многонациональной, многоконфессиональной, поликультурной - особо актуальны.

Как показывают результаты социологических исследований, наблюдается снижение уровня толерантности у населения. Как правило, снижение к толерантности к представителям некоторых этнических групп наблюдается после террористических актов.

Несмотря на то, что 72,5% не испытывают неприязнь к людям другой национальности, возможность возникновения конфликтной ситуации налицо. Можно предположить, что неприязнь к представителям других национальностей вызвана предрассудками, низким уровнем общей культуры (но ведь это элита, руководители). Возможно, это реакция на имеющиеся факты негативного отношения к себе, к людям своей национальности. Так, постоянно или часто приходилось сталкиваться в повседневной жизни с неприязненным, враждебным отношением к людям своей нации — 49,0% опрошенных. Правда 41,7% отметили, что редко; не приходилось и никогда не сталкивались с неприязненным отношением — 3,9%[5].

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Водные ресурсы Среднего Урала
На Среднем Урале густая речная сеть, много озер и искусственных водоемов - прудов и водохранилищ. Большинство рек начинается на склонах Уральских гор и стекает с них к западу и к востоку. С восточного склона Урала на Западно-Сибирскую низ ...

Отличие кавказского аталычества от европейского
аталычество черкес адыг В средневековой Европе аристократические семьи чаще отдавали своих отпрысков в вышестоящие княжеские дома, где мальчики проходили первые этапы феодального служения в качестве пажей, оруженосцев и т.д.; например, а ...

Народная кухня
Основными продуктами, составлявшими питание сибиряков-старожилов были те, что производились в их хозяйстве. Молоко, мясо, овощи, яйца, изделия из злаковых культур составляли большую его часть. Хорошим подспорьем была добыча дичи на охоте, ...