Семейное право хакасов в XIX-начале XX века

Страница 3

Например, если охотник приносит кому-нибудь убитого лебедя (хуу), завернутого в красную шелковую рубаху и подпоясанного шелковым кушаком, то его отдаривали конем. Так, в 1832 году А. Покоянов привез Кулерекову «в подарки застреленного лебедя по их обыкновению. За которого он, Кулереков, и отдарил вышеописанного жеребенка иноходного». [3] www.judyanddougross.com/

Заключение брака требовало уплаты Колыма (кроме указанных некоторых форм). В рассматриваемое время калым (халых, халын)платили деньгами, которые считали хапами. Один хап равнялся 100 рублей. Бедняки платили треть или половину хапа, середняки - один хап, баи давали десять хапов и более. У кызыльцев калым платили скотом, чаще всего по десять голов (одного коня и восемь коров). Бедняки уплачивали пять или семь голов, а баи могли давать 15 и более. [2].

Калым платили или сразу, как к родителям жениха прибудет погоня (сургун) за девушкой, или во время «мировой» (чарас). Деньги получал отец невесты, и обычно он делил их между ее братьями. Помимо калыма жених обязан был отдать за невесту лучшего коня - пас ат. Пас ат получали отец невесты или её родные братья. Сверх всего требовали еще 25 рублей ат чобаа, то есть «за усталость лошади». Эти деньги делились между всеми участниками погони (сургун).

Наряду с калымом матери девушки дарили шелковое платье или платок. Этот подарок по-хакасски назывался имджек аFы, то есть «за грудное молоко» матери. Интересно отметить, что в настоящее время, когда калым уже исчез, имджек аFы, стали платить деньгами - от 50 до 100 рублей.

В свадебных обрядов хакасов строго соблюдались ритуалы, связанные с заплетением волос невесты. У сагайцев и кызыльцев сразу после привоза невесты совершали сас тойы - нечто вроде помолвки, где невесте расплетали девичьи косички сурмес и заплетали две косы тулун - признак замужней женщины. У качинцев этот обряд совершался во время свадьбы.

Хакасы придавали большое значение женской прическе. Согласно обычаям, если девушка родит внебрачного ребенка (сурас), то родители ей заплптили одну косу - киджеге. Старые девы носили три косички - ус сурмес. Замужняя женщина (но не вдова) к концам своих кос приплетала суFынды - ложную косу, сплетенную из волос мужа и посаженной матери (пазыртхан iдже). Если замужняя женщина имела братьев, то к двум косам приплетала по маленькой косички - тулун сурмезi. По поверьям. Они были оберегами ее братьев и, с другой стороны, показывали ее связь со своим родом.

Другим важным обрядом на свадьбе была поклонение невесты луне и солнцу - айFа - кунге пазыртханы. Этот обряд был своего рода венчанием и присягой на верность в супружестве. Если мужчина брал вторую жену, то «венчание» перед луной и солнцем совершали, но эту жену в дом вводили через окно. Если он брал третью жену, то этот обряд не совершали. [3] После обряда поклонения луне и солнцу невесту заводили в юрту, где исполнялся обряд приобщение к огню - отха пазыртханы. С этих пор она становилась хозяйкой домашнего очага. Огонь в очаге юрты сына разводили от углей, которые приносили из дома отца.

Накануне основной свадьбы обычно дядя по матери - тайы - устраивал у себя хыс тойы - девичью свадьбу. Он исполнял роль посаженного отца - пазыртхан паба, а его жена - посаженной матери, пазыртхан tie, невесты. Из этого имитированного «дома родителей» невесту увозили на основную свадьбу - оол тойы (свадьба парня). На третий день оол тойы дядя тайлы получал подарок парFаа (заднюю часть коровьи туши). Его жена, бывшая посаженной матерью невесты, отдаривалась гостинцем чооча - грудной частью туши коровы. Это мясо дядя тайы увозил к себе в аал, где угощал своих родственников и соседей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Связь современных праздников Японии с коммерцией
Нетрудно понять, что со временем коммерция всё больше и больше внедрялась в празднования. XXI век стал периодом, когда дел становится больше, а времени на них всё меньше. Поэтому готовиться к праздникам необходимо заранее, либо же покупат ...

Смоленская епархия перед окончанием оккупации
Непрепятствование со стороны оккупационной администрации возрождению церковной жизни с целью тем самым привлечь на свою сторону симпатии местного населения, привело к тому, что смоляне, измученные десятилетиями безбожного режима, начали п ...

Село в XXI веке
В нынешнее время жизнь в селе не прекращается. Начавшие выделяться еще с лета 1992 года крестьянско-фермерские хозяйства, сейчас процветают. В 2006 году введено самоуправление в селе. Начало свою работу собрание депутатов в администрации ...