Семейное право хакасов в XIX-начале XX века

Страница 1

Семейное право хакасов в XIX начале XX века

Интерес к истории семьи объясняется той важной ролью, которую она играла в развитии и становлении правовой системы общества, в воспитании детей, формировании социального и индивидуального сознания и межпоколенной передаче характерных черт этноса.

Вопрос о семье и семейном праве затрагивался в некоторых этнографических работах исследователей. Необходимо особо отметить публикацию Н.И. Иссарцева, материалы которого являются важным источником для изучения семьи и семейного права хакасов. На основании утвержденного в 1822 г. «Устава об управлении инородцев в Восточной Сибири» в Хакасии были созданы степные думы, с тем, чтобы населения управлялось «по . собственным степным законом и обычаям».[2] Почти в это же время был опубликован проект свода степных законов скотоводческих народов Восточной Сибири. Благодаря этому сохранились некоторые параграфы «изложенных обычаев и законов кочевых инородцев в Восточной Сибири», представляющий ценный материал для изучения их семейных обычаев.

У хакасов существовали определенные экзогамные нормы. Счет родства велся строго по отцовской линии. Родственная номенклатура сохраняла четкое деление родственников по отцу и матери, по жене и мужу. Браки между представителями одного сеока не допускались. Родовая экзогамия была правилом, однако уже с середины XIX века ее начали нарушать. На смену сеокам пришли фамилии. Обычное право разрешало браки между лицами даже одной фамилии, если в их родословном дереве по отцовской линии до седьмого колена не прослеживалось кровного единства. [3]

К началу XX века запрет стал считаться до пятого колена. Однако по материнской линии брак разрешался в более близкой степени родства. У хакасов существовало два вида кузенных браков: с дочерью брата матери (тайылыF чеенiлiг) и с дочерью сестры матери (поле алысханы).

В рассматриваемое время у хакасов доминировало индивидуальная малая семья, состоявшая из родителей и их детей, хотя иногда еще встречались большие патриархальные семьи. Главой семьи был старший мужчина. Дети полностью зависели от родителей. Согласно проекту хакасских степных законов, «родительская власть не прекращается. Но ограничивается:

1) совершеннолетием детей;

2) вступлением их в брак;

3) выделом, или предоставлением им свободы снискивать себе пропитание по собственному усмотрению». [3]

Без согласия родителей сыновья не имели права вступать в брак. В противном случае они лишались наследства.

У хакасов существовали различные нормы заключение брака. Основной формой является позищение - тутхын, с уплатой калыма. По хакасским обычаем принято было «холостыми невесту себе в жены воровать, но все-таки обычай этот должен (был) исполняться, во-первых, - с согласия невесты и, во-вторых, - без всяких насилий, буйств и драк». Если девушка соглашалась «с известным ей молодым человеком обвенчаться без предварительного согласия родителей», то давала задаток (киртic.-В.Б.): серьгу или что-нибудь другое» и назначалась «день кражи ее .». [3]

Иногда совершали насильственное похищение - тухтам, без предварительного сговора с девушкой. Если девушку увозили силой и не добивались её согласия, то жених вынужден был вернуть её прибывшей погоне (сургун) и заплатить 25 рублей за «бесчестие».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Вологда в памятниках архитектуры XVII в. Церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор. Легенда о моровой язве
Церковь Константина и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необы ...

Деятельность национальных объединений и регуляция этой деятельности
Ошибочно считать, что федерализация по национальному признаку обеспечит сохранение этнической культуры. В основном, такая система выгодна для национальных элит, но не для сохранения национального языка и традиций. Нас разделяют символы пр ...

Календарная традиция
Чтобы избежать двусмысленности и не осложнять предмета исследования, определимся с научными понятиями, к которым будем обращаться неоднократно далее. Фундаментальной культурологической категорией, рожденной в недрах онтологической концепц ...