Развитие города Омска

Страница 1

Слабые ростки развития Омской промышленности относятся к 20-м гг. 19 в. В это время начинают появляться мелкие кустарные предприятия мануфактурного типа: кожевенные, салотопенные, мыловаренные, пивоваренные с примитивной техникой и незначительным числом рабочих. К 1852 г. в Омске насчитывалось 12 таких заведений, в каждом из них работало от 3 до 12 чел. Вследствие низкой производительности и малой потребности населения в товарах предприятия снабжались местным сырьем и здесь же производили сбыт. Несколько шире были рынки сбыта у салотопенных предприятий, отправляющих свои товары на ярмарки в Ишим, Ирбит, Екатеринбург. Но так или иначе, все фабрики и мануфактуры были бесперспективными. В этом смысле типичным является пример суконной фабрики Сибирского казачьего войска. Она была создана в 1821г. и представляла из себя заведение мануфактурного типа, основанное на принудительном труде ссыльно-каторжных и поселенцев. Срок нахождения ссыльных на фабрике определялся в 10 лет, за труд работники получали солдатскую норму провианта. Нерентабельность, убыточность фабрики, конкуренция лучших дешевых московских сукон привели к закрытию предприятия в начале 60-х гг. 19 века.

В 1861 г. на 28 заведениях 155 рабочих произвели продукцию на 63257 рублей. После закрытия суконной фабрики сумма производства сократилась в 2 раза.

70-е гг. 19 в. были периодом увеличения объемов производства за счет винокурения (более трети всех объемов). В 1878 г. на 27 омских предприятиях при 279 рабочих было произведено продукции на 322578 рублей. Из них один винокуренный завод Кузнецова с 90 рабочими и 1 мастером дал продукции на 66171 рубль, два водочных завода - на 72375 рублей.

Поскольку промышленность города находилась в сильной зависимости от винокуренного и водочных заводов, их закрытие в течение конца 80-х - начала 90-х гг. привело к упадку промышленного производства. Так, в 1891 г. 36 омских предприятий при 155 рабочих произвели продукции на 60841 рубль.

В 1893 г. в Омске открылось новое предприятие - табачная фабрика.

Со второй половины 90-х гг., в связи с постройкой железной дороги, растут объемы производства в обрабатывающей промышленности. С 1894 г. по 1913 г. число рабочих этой отрасли увеличилось в 7 раз (от 375 до 2539 чел.), сумма производства увеличилась в 20 раз.

Большинство предприятий представляло из себя мелкие ремесленные мастерские. Крупнейшими из них были Табачная фабрика Серебрякова (175 рабочих), завод сельскохозяйственных машин Х. Рандрупа (Дания), лакокрасочный завод "Довборы", 5 паровых мельниц. С 1896 г. начали функционировать две железнодорожные мастерские, где работали свыше 2 тыс. рабочих.

В 1897 г. на 73 фабриках и заводах 474 рабочих изготовили продукции на сумму 208609 рублей.

В период I мировой войны усилились монополистические тенденции и проникновение иностранного капитала в экономику Сибири. Увеличиваются объемы промышленного и сельскохозяйственного производств, строятся новые предприятия - суконная фабрика, кожевенные заводы, завод по производству подков.

Внутренняя торговля в Омске до второй половины 19 в. имела чисто внешнее значение. Причина тому - малочисленность невоенного населения. Вплоть до 70-х гг. 18 в. главным занятием свободного от военной службы населения было земледелие. В последней четверти 18 в. на Ильинском форштадте имелся Гостиный двор из 29 лавок и мясной ряд с 14 лавками.

С 1753 г. в Омске учреждена таможенная застава, где брали пошлины с привозных товаров. Расширение торговли с казахами привело к учреждению Омской заставы - таможни 3 класса.

В последней четверти 18 в. в Омске действовало две ярмарки: Успенская в августе и Никольская в декабре. В 19 в. вместо них были учреждены весенняя Троицкая и осенняя Введенская. Влияния на сибирский рынок они не оказывали и имели чисто местное значение.

Еще в 40-х гг. 19 в. в Омске не было ни одного купца первой гильдии, 1 купец второй гильдии и 12 - третьей гильдии. Годовой оборот 130 предприятий, производивших торговлю бакалейными, мануфактурными и галантерейными товарами, составлял больше 233 тыс. рублей.

Торговое значение города возросло со второй четверти 19 в., когда здесь прошел Московско-Сибирский тракт. А во второй половине 19 в. в торговле Омска произошли коренные изменения, так как этот период ознаменовался строительством железной дороги. С 1891 по 1896 гг. были построены первые 2 тысячи верст железнодорожных путей. 25 августа 1894 г. на станцию Омский мост, на левый берег Иртыша, прибыл первый поезд, а через два года был построен мост через реку Иртыш и в 1896 г. началось сквозное движение поездов от Челябинска до Красноярска.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Проблемы этнической идентичности
О появлении в отечественной науке концепций этнической идентичности (этнического самосознания) можно говорить, лишь начиная с конца 80-х годов минувшего столетия. Поскольку история появления и утверждения в этнографической науке понятия э ...

Свадьба
Само название свадьба Hochzeit 1, свидетельствует о том, что народ рассматривал это событие как праздник, как своего рода кульминацию в жизни человека. В сельской местности в крестьянской среде долго придерживались обычая локальной эндог ...

Система религиозных представлений
Согласно традиционным представлениям хакасов, весь космос, вселенная делились на три мира. Верхний мир находился на небесах и был населен девятью творцами (чаян), среди которых Тенгри («небо»), Умай (прародительница хакасов и покровительн ...