Семейное право хакасов в XIX-начале XX века

Страница 4

Свадьба тяжело отражается на семейном бюджете. Обычно на мясо забивали лошадь, быка и яловую корову. Поэтому родственники делали крупные подарки (сыйых), давли лошадь или корову на мясо, на второй день свадьбы они по очереди приглашали народ на пиршество к себе домой. Этот обычай назывался, уча кодiрерге. Все подарки и материальная помощь были долговым обязательством: в свою очередь на свадьбе родственников надо было их отдарить тем же.

Родители невесты не имели права присутствовать на свадьбы. Они устраивали пиршество при приезде молодых (у сагайцев и кызыльцев сразу после свадьбы, а у качинцев - через три месяца). Эта часть свадебного обряда у сагайцев называлась кузее, а у качинцев - торгiн. Здесь совершали основные ретуалы: жених должен был преклонить колени перед родителями невесты, выдержать три удара кнутом и с одного удара расколоть чурбан. На торгiн жених привозил подарок чооча - целую тушу барана. Есть чооча приглашались все родственники. У кызыльцев подарок назывался пазыртыF и включал в себя различную одежду для родителей и братьев невесты. Когда пиршество торгiн заканчивалось, родители девушки дарили дочери лошадь изерат, то есть с верховым убранством, а зятя отдаривали гостинцем нандыт - бочонком вина и задней частью туши барана. По возвращении домой молодым созывали соседей и родственников есть нандыт.

Когда молодая семья обрастала детьми и родители удостоверялись в её крепости, происходило выделение сына из хозяйства (аалынансыFарарFа). Отец обязан был выделить сыну долю наследства, улус, состоявшую из скота и имущества. Давали одного ездового коня, 40-50 овец, 10-15 коров. Богатые наделяли еще косяком лошадей. Покос и пашню выделяла аальная община. Улус давали весной, когда скот перезимовал и ожидался приплод. При выделении сына родственники отца помогали скотом. Эти подарки являлись долговым обязательством и назывались харо. В свою очередь, когда родственники отца выделяли своих детей, указанная молодая семья должна была отдарить их тем же. Хакасская пословица гласить: сыйых сызырын - дыдыF - «каждый подарок имеет равноценный отдаток».

Выделенный сын становился самостоятельным хозяином. Он имел право организовать новый аал своего ведомства. Но обычно сын оставался жить рядом с отцом. В выделенном новом хозяйстве на мелкий скот ставили свои метки (ип). Однако лошади оставались под общей отцовской тамгой (танма). У баев. Имевших сотни и тысячи лошадей, выделенные сыновья несколько изменяли отцовскую тамгу. Младший сын сохранял отцовские метки и тамгу, так как по хакасским обычаям он оставался при родителях в их доме и получал две доли наследство улус - свою и отцовскую. Вероятно, не зря по- хакасски его называют очы (от+чы), то есть хранитель очага.

Когда замужняя дочь становится матерью, то родители выделяли ей инджi - приданое, состоящее из скота. Приданное обычно было пропорционально калыму или немного меньше. В среднем хозяйстве выделяли обязательно ездовую лошадь, 5-15 коров, быка, 40-50 овец и барана. Например, в 1875 году, Мойнагашева получила надел «рогатого скота пятнадцать штук, овец сто одну, лошадей десять штук и деньгами трицать рублей .» [2]

В выделений инджi принимали участие родственники девушки по отцовской линии, которые дарили ей скот (кус хосханы). Подобные подарки, как уже было сказано, со времени требовали равноценного возврата - харо. Однако само приданное инджi является полной и безвозмездной собственностью жены. Если жена умирала, а детей у неё не было, то приданное возвращалось её родителям. Приданное матери, скончавшейся во вдовстве, разделялось «между всеми её детьми обоего пола, сколько бы от разных браков их не имела, по равным частям; родственники же ее как было зафиксировано «Сводом», требовать оного не могут. [1]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Болгары и гагаузы в Бородинской битве в 1812 году
Почти 200 лет отделяют нас от событий Отечественной войны 1812 года. Казалось бы, какое отношение имеют гагаузы и болгары к войне России против наполеоновских армий в 1812 году. Однако, существуют документальные материалы, доказывающие уч ...

Кимоно: история возникновения
История японского костюма тесно связана с общественно-политическим и экономическим развитием общества. Процесс формирования японского костюма можно разделить на пять основных периодов [18]. Первый: с древности до XII в. Это период появле ...

Дом-музей семьи Ульяновых
В 1970 г. к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в доме, где жил его отец, дед и другие родственники, был открыт музей Ульяновых. Стоял этот дом в районе Косы на Казачьей улице, после революции Казачью переименовали в улицу Степана Рази ...