Семейное право хакасов в XIX-начале XX века

Страница 5

Помимо инджi для девушки готовили ис - приданое, состоявшее из предметов домашнего обихода. За получение ис родителям девушки дарили одежду и коня, то есть «возврат за приданое».

Укреплению материального положения молодой семьи способствовал обычай моргiр - поездка в гости близким родственникам жены для получение скота. Когда рождался ребенок, то, заготовив вина и гостинцев, отправлялись в гости моргiр к братьям жены, то есть дядьям майы новорожденного. Каждый дядя майы обязательно дарил новоиспеченному племяннику скот (корову или теленка), который с этих пор становился его собственностью.

После рождение ребенка, в дни новолуния, справляли именины - палатойы. Приглашенные родственники в этот день нарекали малыша именем и дарили ему подарки мiс, то есть «на зубок». Обычно дарили скот, который становился собственностью ребенка. Подарки мiс были долговым обязательством, на который распространялся обычай харо. Когда рождались дети у родственников, то их на именинах необходимо было отдарить таким же подарком.

Колыбель для ребенка обязательно должен был делать дядя тайы. После этого совершали праздник первой колыбели пизiк тойы и торжественно помещали в неё малыша. За изготовление колыбели дядя тайы отдаривали одеждой ахта. Когда ребенок достигал годовалого возраста, устраивали праздник iспiк тойы, на котором дядя тайы первый раз постригал волосы племяннику и делал ему подарки.

При выходе девушки замуж вступал в силу обычай избегания - хазынас. Невестка должна была обращаться к свекру только через третье лицо; ей запрещалось вместе с мужчинами садиться за стол, показываться без головного убора и обуви; в присутствии старших родственников она не должна была заходить на мужскую половину юрты и.т.д. На невестку налагался запрет называть по имени и даже по фамилии мужа и его старших родственников.

После выделение сына их хозяйства совершался обряд «примирения», на который собирались родственники. Свекор снимал с невестки наброшенный на плечи платок, после чего она становилась перед ним на колени. Родственники подавали невестки бокал вина, который она преподносила сверку. Мировая заканчивалась обменом поцелуями. Сверок в честь мировой дарил невестки платок, платья или скот. Подаренный скот являлся личной собственностью невестки.

Обычное право разрешало брать вторую жену, если по истечении шести лет первая жена не родит сына или останется бездетной. Когда же и от второй жены были одни дочери, то еще через шесть лет можно было брать третью жену. Более трех жен иметь запрещалось. [1] Многоженство практиковалось только у богачей. Наряду с баями по две три жены имели некоторые шаманы - пугдуры.

Большим позором для девушки считалось рождение внебрачного ребенка - сурас, это выражалось в плате за неё небольшого калыма. Обычно узнавали имя отца внебрачного ребенка и заставляли его женица. Если парень отказывался, то должен был заплатить ады-тоны - коня и овчинную шубу - и за бесчестия 25 рублей. Кроме того, от «незаконного» отца требовалось зарезать для рожнецы барана для приготовление мунджук и подарить ребенку чергек - овчинный комбинезон. Если парень не мог заплатить указанные ады-тоны, то аальный суд в лице главы селения аалбазы наказывал его 25 ударами розог по обнаженному торсу. [3]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Происхождение караимов
Происхождение караимов и история народа до настоящего времени вызывают много споров. Эти проблемы не могут считаться однозначно решенными, хотя сами караимы заявляют о том, что они давно решены. Этническое происхождение караимов отражает ...

Чум
Придя на очередную стоянку и сложив вещи на настил из 3-4 жердей, уложенных на короткие толстые бревна (лабаз), эвенки разводили костер, готовили чай. После чаепития устанавливали чум. Новое место для чума выбиралось в нескольких метрах о ...

Связь этнографии с научными дисциплинами
Объект исследования этнографии — этнос — проявляет себя во всех сферах экономической, социальной и культурной жизни, его производственная деятельность оказывает непосредственное влияние на окружающую среду и связана с ней. Коль скоро этно ...