Жилища

Относительная замкнутость караимской общины способствовала сохранению устойчивого типа традиционного караимского жилища.

В архитектурном отношении караимские дома похожи на татарские. Отличает их украшение террасы: для татарских домов характерна терраса вдоль стены с деревянными колоннами, без украшений, в то время как для караимских домов характерен портик с колоннами, украшенными поверх капители резным орнаментом [16, с.18].

Дома караимов строились полтора - два этажа, верхний из которых предназначался для жилья, нижний, нередко с высоким каменным цоколем, отводился под хозяйственные нужды, под помещения конюшни или для содержания другого скота. Крыши - черепичные.

Дома караимов строились обычно внутри двора, но если они выходили на улицу, то только глухой стеной, и никогда не имели окон на улицу. Окна, выходящие во двор, закрывали деревянными резными решетками, которые, как и деревянное крыльцо дома, украшались тонкими колонками [14, с.60]. Двор обносился высоким каменным забором, калитка имела полукруглый свод, постепенно ее заменяют большие ворота.

Двор делился на две половины: черную - для хозяйственных нужд (содержания скота, птицы) и белую, мощенную, мощенную, - для семейных нужд. Вся жизнь семьи протекала в стенах дома и во дворе, изолированном от чужих глаз. Необходимым атрибутом белого двора был вместительный подвал для хранения продуктовых запасов в зимнее время, колодец и беседка, увитая виноградными ветвями, в которой семья проводила большую часть времени летом. Непременным атрибутом караимского двора являлось тутовое или абрикосовое дерево, в некоторых домах имелись фонтаны, небольшие бассейны и даже специальные помещения для бани.

Как правило, Г - образные в плане дома состояли из трех комнат, кухня находилась среди хозяйственных помещений на первом этаже. Две удлиненные жилые комнаты с толстыми стенами располагались на одной оси, вдоль них тянулась галерея. Между ними располагались небольшие сени, из них шел выход на чердак [11, с.13].

Необходимым атрибутом комнаты являлись - деревянные диваны без спинок с нижними ящиками для постельного белья. Сэты приставляли к стене, покрывали мандаром - тюфяком, набитым овечьей шерстью, и покрывали ковром.

Обязательный атрибут гостиной комнаты - софра, за которой сидели на ковре. Ее использовали в качестве обеденного стола.

Характерная особенность богатого караимского жилища - наличие дополнительного помещения для гостей: просторной парадной гостиной и примыкавшей к ней небольшой спальни с двумя входами.

В холодную погоду для обогревания комнаты употребляли переносную медную жаровню - мангал. В него клали древесный уголь, уже не имеющий угара. Вокруг мангала собиралась семья или гости, на нем же в медном кофейнике варили кофе для гостей.

Отличительной чертой караимского жилища была печь тандыр, в которой готовили пищу, пекли хлеб, а в зимнее время она служила местом времяпровождения: вокруг, по краям, усаживались члены семьи, спустив ноги в печь [6, с.12].

Особое значение в доме придавалось казану: он был разной величины и использовался не только для приготовления пищи, но и символизировал единство семьи.

Похожие материалы:

Отношения между родителями и детьми в хакасской семье
Отношения между родителями и детьми, как имущественные, также личные отношения, пронизаны патриархальными порядками. Семейные отношения хакасов строятся по принципу полного подчинения младших старшему. Дети (палалар) полностью зависят от ...

Диффузионизм
В начале XX в. в противовес эволюционизму, за­мыкавшему рамки исследования рассмотрением внут­ренних изменений в отдельных обществах, ряд этно­логов, социологов и культуроведов развивают концеп­цию диффузионизма, т.е. распространения культ ...

Шаманизм в Забайкалье
Манекен шаманки. XIX в.Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как посредн ...