Поселение болгар на территории Буджака

В степях зелёных Буджака,

Где Прут, заветная река,

Обходит русские владенья,

При бедном устье ручейка

Стоит безвестное селенье;

Семействами болгары тут

В убогой дикости живут,

Храня родительские нравы,

Питаясь рук своих трудом

И не заботятся о том,

Как ратоборствуют державы

И мирно правят их судьбой!

/Пушкин А.С. 1828 г./

«Болгары. По происхождению своему суть заволжские русского поколения люди. Будучи утеснены татарами, ушли они со своими предводителями с Волги и сначала поселились в Крыму, потом в здешних местах, где и владели около 200 лет; наконец избрали они себе жилищем Фракию или нижнюю Цезию, нынешнюю Болгарию, область, лежащую по правую сторону Дуная, между сею рекой и Балканскими горами. Болгары воевали с Константинопольскими императорами, коих иногда удавалось им побеждать, но впоследствии времени сделались их подданными. Болгария известна в российской истории с того времени, как Святослав Игоревич, великий князь Киевский, воевавший против греков полюбил сии места, и хотел перевести свою столицу в болгарский город Переяславец. По завоевании сей страны турками, болгары претерпевали от них великое угнетение; иные принуждены были принять магометанскую веру, а другие уходили в Молдавию и Валахию.» [1; 201]

Село Табаки расположено в 6 км от города Болграда Одесской области. Болград – центр района, находится на восточном берегу озера Ялпуг. [5; 122] Близ города остатки древних поселений. В IV-III тысячелетии до н.э. здесь жили земледельцы эпохи меди. В IX-XII веках – поселение скифов Киевской Руси.

В XII веке местность захватили монголо-татары.

В XVII веке здесь кочевали ногайцы Белгородской орды. [1; 202]

По окончании русско-турецкой войны 1806-1812 годов, когда Бессарабия была включена в состав России, началось заселение края жителями центральных губерний и задунайскими болгарами из Македонии, северо-восточной и юго-восточной Болгарии.

В 1812 году они основали на реке Ялпуг село Табаки, которое вскоре стало центром болгарских поселений. [5; 122]

Социальный гнёт османов, религиозные распри вынудили многих «задунайских» болгар переселиться в разные места, в том числе в Молдову. Определённая русская православная пропаганда, русские военные кампании в Молдове в 1739, 1768-1774, 1787-1791 гг. стимулировали процессы переселения болгар, гагаузов, сербов и македонцев в «новоприобретенные области России» восточнее Днестра в Пруто-Днестровское междуречье. В середине века русский посол в Вене граф А. Бестужев-Рюмин направил императрице России «прошение православных народов сербских, македонских, болгарских и волошских принять их на поселение и вечное подданство России» (1751г.). Удовлетворяя эту просьбу, где официально разрешалось переселение в Россию балканских народов «греческого вероисповедания».

Усиливающийся военно-политический интерес России к балканскому региону, проявляющийся в русско-турецких войнах, императорские указы, манифест 1763 г. стимулировали переселенческие устремления балканских порабощённых православных народов. Массовое переселение болгар и гагаузов в Пруто-Днестровское междуречье связано с русско-турецкой войной 1806-1812гг. и освобождением Пруто-Днестровской Молдовы от османского порабощения. После этих поворотных событий, в южных районах Восточной Молдовы осели около 27 тыс. болгар и гагаузов из-за Дуная. В скором времени они начали образовать новые поселения, такие как Табаки, Карагач, Кубей, Еникиой… [1; 202]

Похожие материалы:

Понятие аталычества
Аталычество – обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи, приводивший к установлению искусственного родства – был известен практически всем народам Северного Кавказа, но в «классической», наиболее яркой форме аталычество ...

Культура современного Красноярского края
Выделенный из Восточно-Сибирского края, Красноярский край был образован 7 декабря 1934 года. В первые годы самостоятельного развития Красноярского края возникли новые культурные организации и связи. Например, в 1937 году создан краевой До ...

Житие святых князя Петра (Давида) и княгини Февронии
Житие святых князя Петра (Давида) и княгини Февронии (Евфросинии), написанное во второй четверти XVI века Ермолаем-Еразмом к Собору Русской Православной Церкви 1547 года (на этом Соборе угодники Божии были причислены к сонму общерусских с ...