Никольский Собор г. Серпухова

Страница 1

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает, бесспорно, первое место, как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).

Никольский храм первоначально был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.). В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свт. Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы г. Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 года Михаил Попов пишет: " .и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину". В том же году храм освятили. Храм представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма — Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв.

В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского. Возведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и отштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их сооружения некоторые изменения по сравнению с проектом.

После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г. кафедра боровшегося с церковным расколом епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова, в 1929 г. его закрыли. По рассказам старожилов иконы собора были снесены на р. Нара и сожжены на ее льду. Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудотворца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору. Некоторое время в соборе находилась городская макаронная фабрика. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время перед открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под хим. склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью - избежать сноса храма.

В канун 1000-летия крещения Руси о Соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике, заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви ключи от храма. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского — святого Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 — пудовый благовестник.

С 2002 года восстанавливать Собор стала входящая в Группу компаний СУ-155 фирма "Стромальянс". В 2003 году уроженцем города Серпухова, — благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами. За последние годы в соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, новомучеников и исповедников серпуховских и иконы Божией Матери "Поможение родам". Многое сделано по благоустройству территории храма. В ночное время собор Николы Белого словно облит светом, струящимся по стенам и окнам, и как зажженная свеча светит всему городу.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьв день, Ставров день, Капустницы)
Народное название великого двунадесятого праздника, который отмечается 27 сентября. Установлен в первой половине 4 века в честь обряжения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. Праздник Воздвижение был учреждён в ознаме ...

Начало восстания
И крестьяне не выдержали. Начавшееся через месяц массовое восстание под руководством А.С. Антонова явилось, с точки зрения партийного центра, дезорганизаторским выступлением. Поскольку сам А.С. Антонов именовал себя «независимым» эсером, ...

Критика теории пассионарнарности
этнос исторический пассионарность исторический В 1989 году теория пассионарности стала известна широкой публики после публикации монографии Л.Гумилева. С одной стороны, она тут же стала неотъемлемой частью современной истории и социолог ...