Возникновение Гезлева

Страница 7

Древнегреческий философ и историк Страбон[8] (63 год до н. э. — 20 год н. э.) называет сборный пункт Диофанта Евпатором. Точное местоположение этой крепости до сих пор не установлено. Из сохранившихся документов ясно, что укрепление служило Диофанту щитом для Херсонеса и лагерем для походов в глубь Скифии. Отсюда предположение, что стоял Евпатор на берегу залива, недалеко от главного греческого полиса. У некоторых древних географов при описании одного и того же места упоминается то Евпатор, то — по старой памяти — Керкинитида. Однако в официальных документах Митридата, а затем римлян фигурирует только Евпатор.

В I – III веках н. э. на крымских берегах хозяйничали римляне. Призванные гражданами Херсонеса для защиты от свирепых кочевников они расположились не только на Гераклийсском полуострове, но и в его окрестностях. До сих пор при земляных работах при Евпатории находят монеты римской чеканки. В III веке н. э. в Тавриду вторгаются готы, а столетие спустя полчища гуннов. Эти дикие орды кочевников все сметали на своём пути. Они Разрушали степные поселения греков, но города возрождались из пепла.

Судя по находкам керамики во время раскопок городища и дноуглубительных работ в акватории Евпаторийского порта, гавань принимала торговые корабли беспрерывно с античного времени до позднего средневековья. Археологи находили фрагменты амфор с зональным рифлением (VIII—1Хвека), обломки высокогорлого кувшина (IX—X века), черепки глазурованных чаш (XIII век).

Почему же не сохранились стены зданий, храмов? Дело в том, что территория городища длительное время использовалась жителями сначала Гёзлёва, а затем и Евпатории в качестве своеобразной «каменоломни». Горожане год за годом, слой за слоем разбирали видимые на поверхности остатки строений, чтобы сложить из них свои, новые. В конце XIX — начале XX веков верхние слои были окончательно нивелированы — так навсегда исчезли последние немые свидетели неспокойной, бурной истории древнего города.

О существовании на месте Керкинитиды средневекового порта указывает свидетельство арабского писателя X века Ибн-Росте. Он упоминает о расположении здесь «румской (то есть византийской) пристани Карх» (переиначенное «Керкинитида»),[9]

Кто же селился в те неспокойные века в районе Евпатории? Византийский император Константин Багрянородный (X век) записал: «От реки Днепра до Херсонеса 300 миль, а посередине есть озера и лиманы, в которых херсонеситы добывают соль». Тогда, как известно, еще не изобрели холодильников. Поэтому соль была жизненно необходимым, а потому и весьма ходовым товаром: без нее нельзя было заготавливать рыбу и мясо. Вряд ли получаемую близ Евпатории соль везли в Херсонес; скорее всего, Керкинитидский порт был отстроен и функционировал как часть Херсонесской хоры. Не потому ли Киевскому князю Владимиру пришлось так долго осаждать Корсунь (Херсонес), что продовольствие осажденным доставляли из поселения в районе нынешней Евпатории?[10]

О существовании средневекового поселения на месте Керкинитиды рассказывают и средневековые лоции Черного моря XI-XV веков, так называемые портоланы.

В портолане 1318 года известного генуэзского картографа Пьетро Весконте район современной Евпатории носит название Sа1inе dе Сrichiniri, правда, на карте 1367 года венецианцев Франческо и Доминико Пицигани зафиксировано несколько иное название — Crirenicihi. Однако в обоих случаях, несмотря на искажения, явственно звучит знакомое нам имя — Керкинитида. Оно слышится еще отчетливее в названии Сrirechiniti которое донесла карта Черного моря 1351 года, изготовленная анонимным автором итальянской картографической школы.[11]

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Похожие материалы:

Символика и орнаментация японского костюма
Менявшееся на протяжении многих веков кимоно в конце концов обрело совершенную форму. Имея всего лишь два размера, стандартный покрой и регулируемую длину (лишнее можно подоткнуть под пояс), оно подходит любому человеку. Пояс, которым по ...

Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры
Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры Л.Н. Гумилёв рассматривал этнос как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном. Этнос – это динамическая сис ...

Приемы ухода за младенцем
Сразу после рождения ребенка, как уже говорилось, обмывали теплой подсоленной водой. На небольшой таз с водой бросали одну большую ложку (с верхом) соли. Эта мера предохраняла тело ребенка от ранок, воспалительных процессов, потницы и т.д ...