Возникновение Гезлева

Страница 2

Небольшая стоянка людей новокаменного века (5 тысяч лет до нашей эры) была найдена на берегу озера Сасык-Сиваш в 1934 году у поселка Кара-Тобе (ныне Прибрежное). На территории стоянки сохранились мелкие орудия труда первобытных жителей евпаторийского побережья: кремневые ножи, скребки, наконечники стрел. Люди уже научились строить деревянные шалаши, в земляных ямах около жилищ хранили припасы. Одевались они в шкуры животных, пропитание добывали охотой. В арсенал охотника входили легкие копья (дротики), лук и стрелы. Человек неолита умел лепить из глины и обжигать на огне горшки и чаши, изредка даже украшая их примитивным орнаментом. Рядом с поселением, в загонах, содержались овцы и козы, свиньи и лошади. На зиму племя, очевидно, перекочевывало в защищенные от холодных ветров предгорные районы, где находило приют в гротах и под навесами скал. А в III— I тысячелетиях до н. э. в окрестностях теперешней Евпатории жили люди, занимались земледелием и разводили скот. Техника обработки камня достигла в ту пору совершенства: из твердых горных пород человек научился мастерить сверленые и шлифованные топоры, булавы, метательные шары, зернотерки, в обиход начали входить изделия из меди и бронзы. Поначалу металлы шли на изготовление украшений — браслетов, перстней. Позже из них научились отливать топоры, серпы, долота, кинжалы, копья. Из кости делали булавки, бусы, кольца и пуговицы. В сознании человека энеолита (медного века) уже сложились смутные религиозные представления; мы узнали о них изучая погребальные обряды.

Ученые Института археологии АН УССР в 1960-1970 годах открыли в Западном Крыму более двадцати курганов - захоронений медно-каменного века, эпохи бронзы и раннего железа. Один из них обнаружили южнее озера Донузлав, другой – у посёлка Заозёрный на западной окраине Евпатории. По обычаю того времени, в могилу ставили слеплённые глиняные сосуды, клали каменные топоры, тёрки, молотки, лук и стрелы, копьевидные бронзовые ножи. Вырезанные из кости украшения. Самого покойника, уложенного на спину или бок, обильно посыпали охрой. Это было важным элементом погребального обряда, символизирующего для древнего человека священный огонь, тепло, свет и пищу – всё, что нужно для благополучной жизни. Охра – ещё и символ крови, необходимой для возобновления жизни, в которое верили древние.

В одной из могил археологи откопали примитивную деревянную соху. Это дало основание говорить о зарождении пахотного земледелия на Крымском полуострове ещё в конце III тысячелетия до н. э. В другом захоронении обнаружили остатки флей­ты — древнейшего музыкального инструмента. Игрой на флейте первобытные колдуны призывали удачу в охоте, обильный уро­жай. Эти полые костяные трубочки с расширяющимися краями оказались хорошо отполированными. Кем был их владелец? Шаманом? Музыкантом? В стенках некоторых ящиков-могиль­ников евпаторийских курганов были просверлены небольшие (ди­аметром 5—7 сантиметров и глубиной 3—4 сантиметра) углубле­ния в виде чашечек. Они служили для жертвенных возлияний: в них собирали кровь животных. Поражает мастерство древнего каменотеса: плиты больших каменных ящиков так тщательно по­догнаны, что между ними не вставить и лезвия ножа. Многие могильные ящики расписаны несложным геометрическим орна­ментом, выполненным красной краской по черному или белому фону. Можно предположить, что и свои жилища люди украшали такими же узорами. Донузлавский и Заозерский курганы были обнесены кругом из камня, образуя примитивный кромлех. Веро­ятно, он был олицетворением Солнца — самого первого божества, которому поклонялись в ту далекую пору люди. Над некоторыми захоронениями возвышались продолговатые каменные стелы. Весь­ма схематично они передавали очертания человеческого тела — слегка обозначены голова, лицо (с едва заметными глазами, носом, ртом) и руки. Антропоморфные (то есть, похожие на человека) стелы эпохи энеолита являлись, вероятно, обобщенными и обоже­ствленными образами основателей племени или рода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Шаманизм в Забайкалье
Манекен шаманки. XIX в.Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как посредн ...

Семантика наскальных рисунков
Слово «семантика» греческого происхождения и означает «обозначающий». В этой главе я постараюсь разобраться в значении наскальных рисунков. Дело в том, что исследований по этому вопросу практически нет. Я попыталась самостоятельно на свой ...

Объект, предмет этнографии, функции и основные методы изучения
Этнология – это наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности коллективной взаимосвязи и поведения, взаимосвязь личности и социальной среды. Опред ...