Возникновение Гезлева

Страница 9

В центре города стояла обнесенная стеной крепость с воротами, башнями, рвом, за которым находились жилые кварталы разнопле­менного и разноязыкого населения. Крепостная стена имела вну­шительный вид: 6—8 метров в высоту («на два человеческих роста от фундамента»), 3—5 метров в ширину, добротно сложенная из бута и ракушечника, с фланкирующими выступами и ружейными амбра­зурами-бойницами. Строили ее по указу турецкого султана много лет, и не один крымский хай переселился «в вечную страну», преж­де чем возведение крепости было завершено.

Э. Челеби восхищенно рассказывал об этой фортеции: «Со всех сторон крепости высятся двадцать четыре могучих четырехугольных бастиона, покрытых красно черепице, а рассто­яния между ними достигают ста пятидесяти аршинных шагов. Эта огромная боевая крепость, в форме пятиугольника, замеча­тельно украшенная и устроенная, сооружена из тесаного камня на равнинном морском побережье. Она имеет пять крепких, мощных новых железных ворот».[12] Тому, кто решит обойти кре­постную стену по периметру, придется прошагать почти три километра (3400 шагов). Ворота пристани, или Портовые во­рота, находились близ моря, они были украшены изображением человеческой головы с сильно удлиненным черепом. Рядом, на таможне, «со всех приходящих судов» брали пошлину в казну падишаха. С запада в крепость вели Лошадиные ворота, на­столько узкие, что даже арба не могла в них протиснуться, и входили в них лишь «пешие да конные». Позднее эти ворота назовут Упорными. На север смотрели Ворота Белого муллы с проходом-калиткой. Над нею красовалось изображение чело­веческого живота. «Всю воду жизни в этот город ввозят через эти ворота . на больших повозках в бочках», — пишет сред­невековый путешественник.[13] Далее на восток располагались Ворота дровяного базара с башней, их украшало изображение двух грудей над маленькой калиткой. К базару, заваленному дровами для топки и отменным строительным лесом, выходили узкие улочки двух мусульманских, двух цыганских и большого армянского посадов. Последние, Земляные ворота, усиленные большой башней, украшала тамга Гиреев, символ ханской влас­ти в Крыму. По преданию, все ворота были соединены систе­мой подземных ходов с другими частями города, а в центре крепости возвышалась цитадель, выстроенная из камня. Ок­ружность ее составляла 300 шагов. Здесь располагались скла­ды и тюрьма. Как рассказывают легенды, в трехэтажной баш­не цитадели казнили преступников, за что и называли ее кро­вавой — «Канлы-Куле».

В крепости постоянно находился трёхтысячный турецкий гарнизон. «Изумительные пушки, обращённые жерлами на порт», всегда были готовы к отражению набега. Комендант крепости после вечерней молитвы запирал все ворота, а по пятницам, в день рождения Пророка, украшал бойницы знамёнами.

Гезлёв ничем не отличался от большинства средневековых городов. Он был разделён на две части – торгово-ремесленную и жилую. Возле восточных ворот, в окрестностях ханской мечети Джума-Джами, располагались купеческие лавки, постоялые дворы, кофейни, кузнечные, слесарные, обувные, шорные, лудильные, жестяные, столярные мастерские, изделия которых шли, в основном, на внешний рынок, в Турцию. В городе было боль­ше десятка «ханов» (постоялых дворов), три из которых походи­ли на миниатюрные крепости. Эти двухэтажные гостиницы имели более двухсот комнат, железные ворота, привратников у входа и на крыше, «которые не пропустят кого попало»[14]. Все «ханы» были заполнены приезжими купцами.

В XVII веке в Гезлёве насчитывалось «семь источников жи­вой воды, подобной очищающему напитку». Ее давали знаменитые Гёзлёвскне фонтаны. Из глубоких колодцев северо-западной части города по трубам вода сначала поступала в резервуары-бассейны, а затем, по свидетельству П. С. Палласа, «лошадиной тягой» подава­лась в фонтаны. «Прекрасные мастера провели воду в город, — писал Э. Челеби, — и воды текут . в ханы, мечети и бани, и все богачи и нищие, и прочие божий твари ее пьют. Благодаря круп­ным пожертвованиям все городские источники находятся под бди­тельным надзором, и нет возможности их порчи и ущерба»[15]. Круг­лые керамические трубы водопровода положены были в каменном канале, облиты известью и очень крепко склеены.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Похожие материалы:

Мариинская женская гимназия
На углу от набережной реки Кутум до Екатерининской – Московской шла улица Смоленская (ныне Шелгунова) На этом углу с 1860 начинала свою просветительско-воспитательную деятельность Мариинская женская гимназия – по тем временам среднее учеб ...

Религиозная характеристика
Саудовская Аравия является центром исламского мира. Официальная религия – ислам. По разным оценкам, от 85% до 93,3% саудовцев являются суннитами; от 3,3% до 15% – шииты. В центральной части страны почти все население ханбалиты-ваххабиты ( ...

Теоретические модели этногенеза
Все многообразие подходов сводится по существу к нескольким теоретическим моделям: эволюционизму, примордиализму, функционализму, конструктивизму, инструментализму, социологизму, диффузионизму. 1) Примордиализм (теория эволюционизма) — э ...