Возникновение Гезлева

Страница 9

В центре города стояла обнесенная стеной крепость с воротами, башнями, рвом, за которым находились жилые кварталы разнопле­менного и разноязыкого населения. Крепостная стена имела вну­шительный вид: 6—8 метров в высоту («на два человеческих роста от фундамента»), 3—5 метров в ширину, добротно сложенная из бута и ракушечника, с фланкирующими выступами и ружейными амбра­зурами-бойницами. Строили ее по указу турецкого султана много лет, и не один крымский хай переселился «в вечную страну», преж­де чем возведение крепости было завершено.

Э. Челеби восхищенно рассказывал об этой фортеции: «Со всех сторон крепости высятся двадцать четыре могучих четырехугольных бастиона, покрытых красно черепице, а рассто­яния между ними достигают ста пятидесяти аршинных шагов. Эта огромная боевая крепость, в форме пятиугольника, замеча­тельно украшенная и устроенная, сооружена из тесаного камня на равнинном морском побережье. Она имеет пять крепких, мощных новых железных ворот».[12] Тому, кто решит обойти кре­постную стену по периметру, придется прошагать почти три километра (3400 шагов). Ворота пристани, или Портовые во­рота, находились близ моря, они были украшены изображением человеческой головы с сильно удлиненным черепом. Рядом, на таможне, «со всех приходящих судов» брали пошлину в казну падишаха. С запада в крепость вели Лошадиные ворота, на­столько узкие, что даже арба не могла в них протиснуться, и входили в них лишь «пешие да конные». Позднее эти ворота назовут Упорными. На север смотрели Ворота Белого муллы с проходом-калиткой. Над нею красовалось изображение чело­веческого живота. «Всю воду жизни в этот город ввозят через эти ворота . на больших повозках в бочках», — пишет сред­невековый путешественник.[13] Далее на восток располагались Ворота дровяного базара с башней, их украшало изображение двух грудей над маленькой калиткой. К базару, заваленному дровами для топки и отменным строительным лесом, выходили узкие улочки двух мусульманских, двух цыганских и большого армянского посадов. Последние, Земляные ворота, усиленные большой башней, украшала тамга Гиреев, символ ханской влас­ти в Крыму. По преданию, все ворота были соединены систе­мой подземных ходов с другими частями города, а в центре крепости возвышалась цитадель, выстроенная из камня. Ок­ружность ее составляла 300 шагов. Здесь располагались скла­ды и тюрьма. Как рассказывают легенды, в трехэтажной баш­не цитадели казнили преступников, за что и называли ее кро­вавой — «Канлы-Куле».

В крепости постоянно находился трёхтысячный турецкий гарнизон. «Изумительные пушки, обращённые жерлами на порт», всегда были готовы к отражению набега. Комендант крепости после вечерней молитвы запирал все ворота, а по пятницам, в день рождения Пророка, украшал бойницы знамёнами.

Гезлёв ничем не отличался от большинства средневековых городов. Он был разделён на две части – торгово-ремесленную и жилую. Возле восточных ворот, в окрестностях ханской мечети Джума-Джами, располагались купеческие лавки, постоялые дворы, кофейни, кузнечные, слесарные, обувные, шорные, лудильные, жестяные, столярные мастерские, изделия которых шли, в основном, на внешний рынок, в Турцию. В городе было боль­ше десятка «ханов» (постоялых дворов), три из которых походи­ли на миниатюрные крепости. Эти двухэтажные гостиницы имели более двухсот комнат, железные ворота, привратников у входа и на крыше, «которые не пропустят кого попало»[14]. Все «ханы» были заполнены приезжими купцами.

В XVII веке в Гезлёве насчитывалось «семь источников жи­вой воды, подобной очищающему напитку». Ее давали знаменитые Гёзлёвскне фонтаны. Из глубоких колодцев северо-западной части города по трубам вода сначала поступала в резервуары-бассейны, а затем, по свидетельству П. С. Палласа, «лошадиной тягой» подава­лась в фонтаны. «Прекрасные мастера провели воду в город, — писал Э. Челеби, — и воды текут . в ханы, мечети и бани, и все богачи и нищие, и прочие божий твари ее пьют. Благодаря круп­ным пожертвованиям все городские источники находятся под бди­тельным надзором, и нет возможности их порчи и ущерба»[15]. Круг­лые керамические трубы водопровода положены были в каменном канале, облиты известью и очень крепко склеены.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Похожие материалы:

Структура сакрального пространственно-временного континуума в рамках святилищ и домов манси
Ранее для совершения обрядов у каждой конкретной семьи существовало свое собственное семейное святилище, где мужчины могли совершать необходимые обряды. Это была так называемая «священная земля» - ялпынг-ма. Ялпынг-ма были двух типов: · ...

Язык
Относится к кыпчакской группе тюркских языков, как и близкие крымскотатарский, кумыкский и карачаево-балкарский. Один из наиболее древних живых тюркских языков, он давно привлек внимание ученых. Караимский относится к наиболее чистым тюр ...

Понятие слова «календарь». русский народный календарь–месяцеслов
Для начала стоит немного рассказать о том, откуда пошел календарь. Так, слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare — «выкликать». Дело в том ...