Место и значение народных знаний в развитии ногайского этноса
На протяжении веков народ вырабатывал эмпирические знания в различных областях жизни. Среди них на первом месте стоят знания в области народной медицины и ветеринарии. Многие наблюдатели отмечали, что в уходе за скотом и лечении его ногайцы не уступали ветеринарам.
Специалисты по лечению вывихов и переломов назывались «суьек уста», или «яракшы» (знаток костей). При вывихе или смещении поломанной кости ее приводили к нормальному положению путем вытягивания, вправления и массажа. На перелом накладывали дощечки-лубки и бинтовали тряпкой.Чтобы повязка затвердела, ее предварительно обмазывали тестом или намыливали. Известны были и другие способы фиксации кости. Поврежденный участок обматывали бинтом, смазанным яичным белком. В других случаях накладывали свежесодранную шкуру барана, которая ссыхалась и образовывала тугую повязку. Последний способ был известен и соседним народам, например, карачаевцам.
При лечении желудочных и легочных заболеваний народные лекари применяли настои различных трав, молоко, масло. Как уже отмечалось, широко распространено было кумысолечение. Легочные заболевания лечили также барсучьим жиром, кислым молоком с толченым чесноком.[27, С. 117]
В период военной службы на Кавказе помощью ногайских знатоков народной медицины пользовался Л. Н. Толстой. Он писал: «Ногаец лечил мое горло порошком чернильного ореха. Он уверяет, что гладкий орех полезен для мужчин, а шишковый для женщин».[14, С. 59]
Для лечения открытых ран изготовляли мазь из топленого масла, яичного желтка, меда, пчелиного воска, муки. Нарывы и раны обкладывали подорожником (каратаспа), который вытягивал гной.
Известны были более двадцати болезней животных и способов борьбы. Маска ряженого «теке» бы с ними. Некоторые из них кажутся странными, другие вполне рациональны. Так при легочном заболевании животное заставляли утром проглотить кусок соленого мяса ежа. Для лечения легких использовали тюлений жир. При поносе теленку давали выпить теплую баланду из прожаренных отрубей, а затем хвост у корня завязывали красной материей. При поносе у коровы, помимо отмеченного способа, использовали следующий: толкли древесный уголь, сыпали его в теплую воду и вливали корове в рот. От той же болезни кормили верблюжьей колючкой (янтакъ). Если загнаивалась рана и заводились черви, ее очищали палочкой и посыпали порошком из сушеной на солнце молодой полыни (ювсан), а затем завязывали.[4, С. 66]
Народный опыт накопил знания и о пользе грязей. На рану животному иногда накладывали озерную грязь. Рядом со станицей Железноводской были источники минеральной воды. Ногайцы издавна знали их целебные свойства. Эта вода «излечивала их от многих болезней, они опытом дошли, что она весьма значительно останавливала падеж их скота».
Средством лечения были) и кровопускания. Для этого с помощью специального инструмента из рога (къартыкъ) высасывали кровь. Если конь растягивал сухожилия, ногу ему выше колена туго завязывали. Овец после стрижки купали в воде с табаком. Глаза им лечили сахарным песком.[5, С. 39]
Большим бедствием для скотоводов являлись постоянные эпизоотии. От ящура (силекей) скот лечили вырезанием и прижиганием язв, давали нюхать горящую серу, разводили в воде и давали пить квасцы (ашув тас). Но тысячи голов скота погибали от сибирской язвы (карасан), оспы (шешек), чумы (оьлет, талав), против которых рационального лечения не было. Только в конце XIX в. был установлен карантинный контроль на дорогах в Закавказье, а также улучшена ветеринарная служба. Эти меры до некоторой степени способствовали уменьшению эпизоотии.
О религиозно-магических способах лечения людей уже говорилось выше. Сходными способами лечили и животных.
В условиях кочевого скотоводческого быта у ногайцев не могли не получить развитие знания в области народной зоотехнии. Наблюдатели и путешественники не раз отмечали, что ногайцы — искусные животноводы.[7, С. 96]
В ногайском языке богато представлены названия всех видов, по мастям и полу, домашних животных. Общетюркские наименования крупного рогатого скота, коней, верблюдов, овец сохранились у ногайцев до настоящего времени. Длительный опыт дал скотоводам знания о различных качествах коней, крупного рогатого скота, овец. Опытный конник (атшы) мог предугадать в жеребенке его будущие наклонности: ходить под седлом, участвовать на скачках, быть умелым вожаком косяка. По различным признакам могли предсказать, много ли даст корова молока и какого оно качества. Так, считалось, что если у коровы, несмотря на отличный корм, отвислый живот, выступают ребра, хвост длинный, то она должна давать много молока. Слой перхоти (кайызгак) на хвосте и в ушах коровы указывал на жирность молока.[49, С. 78]
Похожие материалы:
Сватовство – конкретное действие перед свадьбой. Свадебные традиции
Когда налицо все изложенные выше условия для вступления в брак начинают применяться конкретные действия.
Первое – сватовство (сватосване, сватуване, питане, просене). В Табаках этот процесс происходил следующим образом: родителей жениха ...
Обзор культуры Вологодского края в 18 веке
Значение Вологды с конца XVII в. заметно уменьшается[2]. С построением Петербурга она оказывается в стороне от торговых путей и превращается в заштатный провинциальный город, в котором самыми яркими событиями были пожары (1762, 1769, 1773 ...
Вологда в памятниках архитектуры XVII в. Церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор. Легенда
о моровой язве
Церковь Константина и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необы ...