Этнографический очерк о черемисах

Страница 2

Перед общественным или окружным жертвоприношением всегда совершается так называемый шурем - обряд изгнания нечистых духов (шайтана). В Царевококшайском уезде Казанской губернии шурем совершается на второй или третий день после жертвоприношения».[8]

Следовательно, жертвоприношения народа мари - это его способ общения с Богом, при котором как ценность освящалось жертвенное животное, а затем уничтожалось как символический дар. В этом случае можно констатировать и огромное уважение к животным, так как древние мари полагали, что животные находятся в более тесном контакте с невидимыми космическими силами, чем человек. Их зачастую более высокие физические и сенсорные способности привели к общему убеждению, что животные обладают некоей магической и духовной силой. Их шкуры, мех, а также перья птиц были символами магического союза, в котором они выступали в качестве покровителей, владельцев этих символов.

Приведенное в цитате А. Олеария выражение «натягивают шкуры на колья» требует уточнения. «На колья» шкуры не «натягиваются», их развешивают на деревья как дар тому миру, в котором живет мари: «Среднему миру посвящают шкуры жертвенных животных развешивают материалы из холста, рубашки, полотенца, свечи, а нижнему миру - серебряные монеты, пиво, закапывают кости жертвенного животного» Однако, «иногда шкура лошади некоторыми черемисами сжигается, другие вешают на дерево (не на шест. -Г.Ш.). Тщательно сжигаются и все кости и остатки от жертвенной трапезы».

Так в описываемый момент в представлениях черемисов о мире и месте в нем человека причудливо переплетаются практический смысл и древние космогонические представления. Спустя два века после описания жертвоприношения мари немецким путешественником Адамом Олеарием, на прагматизм религиозных верований обращает внимание русский священник И. Яблонский: « .Черемисы не имеют никакого понятия о нравственном добре и нравственном зле. Для них существуют только добро физическое и зло также физическое. Что черемисину благоприятствует и приносит пользу физической его природе - это добро; а что вредит и наносит убыток его материальному состоянию - это зло».[9]

Другой немецкий ученый, академик Российской Академии наук Г. Миллер в XVIII веке обратил внимание на то, что «женщины при всей такой службе никакого дела не имеют. Они не ходят никогда в публичные собрания. И в домах не едят жертвенной еды. Должны то делать только одни мужчины, которые и за женские грехи жертву приносят .». Это подтверждают и фольклорные тексты. Они же указывают на то, что уже не застали этнографы XIX века: в стародавние времена в священной роще мари карт произносил молитву под звуки кўсле (кантеле у финнов).

У мари гусли всегда признавались как музыкальный инструмент, на котором непременно должна звучать мелодия для Юмо. В ансамбле гусляров участвовали одни мужчины. Вымывшись в бане, надев чистую одежду белого цвета, они играли торжественные мелодии во время произношения кумалтышмут (молитвенных слов) жрецами. Это был «разговор» с Космосом, Вселенной, во время которого молящиеся словно вживались, встраивались в окружающую природу. Звучал своеобразный отчет о проделанной работе, мольба о мирной жизни, хорошем урожае, семейном благополучии. Священная музыка гусляров придавала словам жрецов особое звучание, поднимала дух собравшихся в священной роще людей, укрепляла их единение и силу. Тут человек забывает о своем горе, недугах, зле. «Ош Поро Кугу Юмо (Белый Добрый Большой Бог), радуй нас: дай нам жизнь, как у птиц вольную, как шелк прочную, как эта роща светлую, как те горы гордую» - сами эти слова звучат как мелодия, гусли придают им божественную силу. Юмо услышал мари, он ему поможет. Так соединяются воедино поэтическая экспрессия с музыкальной, человек духовно выпрямляется, вновь обретает себя для дальнейшего жизненного пути.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Троицкий собор
Каменный Троицкий собор был построен в 1696 году на средства архимандрита Московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия, в прошлом священника Троицкого собора. До появления каменного храма на этом месте в крепости стоял деревянный собо ...

Обработка шкур
Инструментами для обработки шкур копытных зверей являлись разного рода скребки (шидывун, нючивун, чучун), кожемялки (кэдэрэ) и ножи для разрезания. Все они хранились в длинной, богато орнаментированной сумке (ук, урук, кэдэрэрук) и были п ...

Основная часть
Тема экскурсии: Достопримечательности Балаклавы Продолжительность: 2,5 часа Протяженность: 3 км Автор-разработчик: Содержание экскурсии: Участки (этапы) перемещения по маршруту Места остановок Объект показа Продолжительно ...