Этнографический очерк о черемисах

Страница 3

Культовая практика мари до сих пор сохраняет существующую веками организационную структуру: айдеме - еш - тукым - ял - тиште - мер - туня - ежедневное общение верующего с Богом: община - регион - округ - мир. Соответственно проводятся и моления: шкевуякумалтыш (ежедневное общение верующего с Богом в семье); ешкумалтыш (семейные моления - раз в год или по случаю особых семейных событий); тукымкумалтыш (моления, которые проводятся членами одного рода (родственниками) во время семейных поминок); ял кумалтыш (сельские моления - раз в год до или после летних полевых работ);тиштекумалтыш (моления в рамках союза религиозных общин «тиште» - проводятся лишь в некоторых местах, многие союзы в настоящее время распались); мер кумалтыш - (мирские моления, проводятся силами нескольких «тиште» или районов); тунякумалтыш («всемирные» моления, в настоящее время проводятся почти ежегодно).

Священные рощи, где и сейчас проводят организованные культовые ритуалы приверженцы «марийской веры», называются «юмыното», «мер ото» (общественные), «насыл ото» или «тукым ото» (родовые). Такая система долгое историческое время служила мари целям консолидации народа и компенсировала отсутствие национальной государственности.

Особый интерес в данной проблеме занимают архитектурно-композиционные особенности культовых мест. В традиционной культуре лесных и равнинных народов отмечен комплексный подход в организации окружающей среды, ландшафта по следующей схеме: река - овраг - деревня - священное место моления - кладбище. Не является исключением освоение окружающей среды и у мари. Организация же непосредственно сельской усадьбы у него выглядела так: порт (дом) - кудывече (двор) -кудо (очаг) - клат (амбар) - монча (баня) - пакча (огород) -агун (овин) - идым (гумно). Кудо у мари как куа или куала у удмуртов, kodu у западных финнов имело важное обрядовое значение. Кудо - это духовный центр семьи, хранилище ритуальных предметов. Оно является пространством, где обитает кудоводыж - семейное божество-покровитель. В самом начале строительства, когда ложилось первое бревно в основание постройки, марийцы просили кудоводыж о даровании благополучия, а при жертвоприношении духу дома молились о защите его жителей от злых сил. Кудо у мари - это небольшое четырехстенное бревенчатое строение из тонких бревен. Здесь нет ни пола, ни потолка, ни окон. Свет проникает через отверстие в крыше. В центре кудо располагался открытый очаг, над которым висел котел, где варилась ритуальная пища. При строительстве такого храма марийцы обходились без гвоздей, умели без труда заменять подгнившие детали.

Итак, почитание родового божества и связанный с ним культ кудо как священного (сакрального) пространства у мари своими корнями уходит в уральскую (финно-угорскую) древность.

Традиционная культура мари открывает в ритуале молений в священных рощах, ритуале праздников основу всей человеческой деятельности, рецепт правильного поведения на все случаи жизни. Ритуал является всеобщей мерой гармонии в отношении человека к самому себе, отношениях между людьми, включая соседей. Так, мариец, обращаясь к своим богам, просил у них благополучия и мирной жизни не только себе и сородичам, а еще и своим соседям, другим народам (татарам, русским и т.д.).

Следует отметить, что в настоящее время священные рощи в Марий Эл отнесены к памятникам, представляющим «историко-культурное и природное наследие народов» на данной территории. В республике выявлено около 400 языческих рощ. Постановлением Правительства Марий Эл от 24.09.1993 г. «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности археологических и культовых мест на территории Республики Марий Эл» 327 священных рощ (кўсото) взяты под государственную охрану как памятники республиканского значения.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

История исследования
Древние наскальные изображения в долине Верхней Лены впервые были отмечены участником Великой Сибирской, или Камчатской, экспедиции 1733-1743 гг. Г.Ф. Миллером: «Нахожу, есть несколько украшенных фигурами скал на правом берегу Лены. На ни ...

Эпическое и лирическое традиционное творчество греков-урумов с. Улаклы
Прозаический и песенный фольклор греков урумов формировался на базе народнопоэтическаго творчества тех поселений Крыма, откуда они прибыли в Приазовье. Еще тридцать лет назад сказки были одним из самых распространенных жанров урумов Улак ...

Животный мир Среднего Урала
На западном и восточном склонах животном мире Среднего Урала преобладают животные и птицы, приспособленные к жизни в хвойных лесах. Это росомаха, соболь, колонок, бурундук, глухарь, рябчик, тетерев. В верхнем горном поясе встречается дик ...