Этнографический очерк о черемисах

Страница 4

Большой популярностью у жителей Моркинского района Марий Эл пользуется священная роща около горы Кукшукурык (Высокая Гора). Чтобы подняться к месту моления, деревенские мастера соорудили большую лестницу. Священная роща на склоне Кукшукурык в основном состоит из липы, имеются и березы. У подножия горы бьет шийпамаш - серебряный ключ. Каждый, кто приходит сюда, умывается этой святой водой, заполняет ею специально предназначенный для этого сосуд.

Сегодня на мольбище ходят в основном женщины с какой либо конкретной просьбой. Считается, например, что для исцеления больного человека от какой-либо болезни необходимо повесить на специально сооруженную перекладину что-либо из его одежды, поставить свечку и обратиться к божеству, принося определенную жертву: утку или гуся, каравай хлеба. Одинокие девушки, парни, вдовы в поисках пары молятся у двух берез, растущих рядом.

В священной роще проходят также общественные, бытовые моления пред началом и по окончании сева, уборки урожая, а также перед свадьбой, проводами ребят в армию и т.д. Именно это священное место на Кукшукурык пожелал увидеть экс-президент Венгрии АрпадГёнц в июне 1993 года. Участники этого культового действа, среди которых была и автор этих строк, видели тогда, как он спустился по крутой лестнице к роднику и умылся священной ключевой водой, подчеркнув при этом, что он теперь будет долго здравствовать. О своих неизгладимых впечатлениях, вынесенных из поездки в Республику Марий Эл, о красоте марийской природы, душевном богатстве народа мари предыдущий президент Венгерской Республики тепло говорил на II Всемирном конгрессе финно-угорских народов в августе 1996 года в г. Будапеште.

Таким образом, кўсото для ошмарий-чимарий служили не только местом отправления языческого обряда, не только так называемым «субститутом храма» (лат. substitutio - подстановка, замена). Они одновременно являлись местом отдыха, разрядки, общения людей. Существенным моментом при этом является участие в обрядах только мужчин. Человек на время освобождался от многочисленных социальных табу, связанных с общением между полами. В священной роще происходила кооптация новых членов в конфессиональную общину, объединяющую, как правило, все взрослое население семьи, деревни, региона, округа, мира. Здесь же демонстрировались сплоченность общины и одновременно противопоставленность ее остальному миру. Идеологически это связывалось с представлениями об общем предке и регулярно манифестировалось в совместных ритуальных действиях.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие материалы:

Виды обработки листового металла
Дифовка, выколотка и чеканка, – основные способы обработки листового металла. При дифовке, концентрируя удары в определённых местах листовой заготовки и применяя разнообразный подкладной инструмент, можно получать изделия различной формы. ...

Герб Соединенного Королевства
Национальный герб отражает историю, характер и дух нации, выраженные через мифологические символы. В нем не бывает ничего лишнего, все мельчайшие детали несут определенный смысл. Граждане Соединенного Королевства, столь ревностно чтящие ...

Особенности крепости
Крепость Владивосток, одна из мощных приморских крепостей мира, создана исключительно русскими военными инженерами, строителями, саперами, солдатами. К Первой мировой войне только крепость Владивосток имела надежную оборону со стороны суш ...