Культовые сооружения старого Златоуста

Страница 2

Главным православным Храмом в старом Златоусте был, бесспорно, Свято-Троицкий собор. Здесь приведем лишь некоторые характеристики. Строительство Собора началось весной 1835 г. и закончилось к осени 1840 г. Автором проекта был федор Александрович Тележников. В 1831 году, после окончания Российской Академии Художеств, он получил назначение на должность архитектора Златоустовского горного округа. Под его наблюдением и по его проектам строились многие производственные и административные здания. Он же составил проект колокольни Собора, которая возводилась в 1843 - 1848 гг. "Церковь каменная, пятиглавая, новейшей римской архитектуры" - так сказано в описи для передачи Собора духовному ведомству. Имелись, кроме главного престола Святой Троицы, еще два: первый - Благовещения и левый - Александра Невского. Собор вмещал до 3-х тысяч прихожан. В 1842 году, 6 июня, в праздник Троицы, новый Храм был освящен.

Все строительные работы, включая кладку колокольни, вели подрядчик Федор Савельевич Токарев и его сын Иван - крепостные князя Урусова из Нижегородской губернии. Согласно контракту они строили Собор "на собственный капитал и от себя нанятыми людьми".

Обязательство, взятое по контракту, Токаревы выполнили и получили полный расчет. Здесь, наверное, к месту заметить, что Токаревы не только строили Собор, они еще возвели Свято-Троицкую единоверческую церковь, о которой речь дальше, построили кричную фабрику, мукомольную мельницу, лесопильню в Златоусте. Мы практически ничего не знаем об этих безусловно одаренных людях, о которых можно сказать, что они из той же плеяды самородков земли русской, как Черепановы, Бушуевы, Худояровы, Аргуновы и другие.

На левом берегу Ая, чуть ниже моста, по которому проходит железная дорога к заводу (АО "Булат"), находилась Свято-Троицкая церковь, известная больше под именем Тагильская единоверческая. Каменное здание церкви, пятиглавое, с отдельной колокольней строили знакомые нам Токаревы в 1841 - 1845 гг. Кто был автором проекта - документ на этот счет найти не удалось. Возможно, тот же Ф. А. Тележников. 23 ноября 1845 г. новую церковь принимал от подрядчиков К. А. Турский - архитектор из Екатеринбурга, ранее служивший в Златоусте. Петропавловская церковь, на месте которой теперь Дворец культуры "Металлург", каменная, пятиглавая, с шатровой крышей над трехступенчатой отдельно стоящей колокольней, закладывалась в августе 1870 г. и 8 ноября 1875 г. была освящена. В Ветлужской части города, близ современной трамвайной остановки "Кузнечно-прессовый завод", на площадке, где расположен магазин Ne 28, раньше находилась Иоанна-Предтеченская церковь. Чаще ее называли просто Ветлужской. Закладывалась в июне 1880 года, освящена 6 октября 1894 г. Небольшая по размерам, она несколько отличалась от других: стены украшены резным кирпичом, колокольня шестигранная с шатровым покрытием. Вокруг была обнесена оградой, в которой, по свидетельству краеведа Г. В. Свертелова, росли тополя и кедры. Еще одна церковь - Симеоновская (в народе - Семеновская) - стояла в пристанционном районе на горке, где теперь кинотеатр "Комсомолец". Деревянная, сложенная из крупных бревен, звонница с шатровым покрытием встроена была с западной стороны в корпус церкви. Дата постройки - предположительно конец XIX века. Кроме названных православных церквей в старом Златоусте были другие: Успенская - около старого Уреньгинского кладбища, великомученика Иоанна Воина - в одном из помещений тюрьмы, училищная - в здании современного техникума имени П. П. Аносова (освящена 15 июля 1899 г.), в бывшей оружейной фабрике - для работающих. На исчезнувшей Большой Барочной улице, в частном доме, находилась старообрядческая моленная.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

«Пристойно вновь быть городу, край самой степи калмыцкая..»
Целью моей работы не является, полное освещение возникновения города на Иртыше, но хотелось бы отметить, что современная городская территория была освоена человеком за многие тысячелетия до возникновения Омска. Это доказывают археологичес ...

Первый предприниматель из рода Демидовых
Среди русских семей, обязанных своим появлением на исторической сцене Петру I, особое место занимают Демидовы. Само их имя стало символом новой, преображенной России, а история их возвышения обросла многочисленными легендами. Родоначальни ...

Хозяйственная жизнь Красноярска
Сравнительная неразвитость капиталистических отношений в сибирских городах первой половины XIX века отчетливо проявилась в содержании хозяйственной жизни Красноярска. Жители оставались тесно связанными с сельским хозяйством. В 1828 году, ...