Культовые сооружения старого Златоуста

Страница 2

Главным православным Храмом в старом Златоусте был, бесспорно, Свято-Троицкий собор. Здесь приведем лишь некоторые характеристики. Строительство Собора началось весной 1835 г. и закончилось к осени 1840 г. Автором проекта был федор Александрович Тележников. В 1831 году, после окончания Российской Академии Художеств, он получил назначение на должность архитектора Златоустовского горного округа. Под его наблюдением и по его проектам строились многие производственные и административные здания. Он же составил проект колокольни Собора, которая возводилась в 1843 - 1848 гг. "Церковь каменная, пятиглавая, новейшей римской архитектуры" - так сказано в описи для передачи Собора духовному ведомству. Имелись, кроме главного престола Святой Троицы, еще два: первый - Благовещения и левый - Александра Невского. Собор вмещал до 3-х тысяч прихожан. В 1842 году, 6 июня, в праздник Троицы, новый Храм был освящен.

Все строительные работы, включая кладку колокольни, вели подрядчик Федор Савельевич Токарев и его сын Иван - крепостные князя Урусова из Нижегородской губернии. Согласно контракту они строили Собор "на собственный капитал и от себя нанятыми людьми".

Обязательство, взятое по контракту, Токаревы выполнили и получили полный расчет. Здесь, наверное, к месту заметить, что Токаревы не только строили Собор, они еще возвели Свято-Троицкую единоверческую церковь, о которой речь дальше, построили кричную фабрику, мукомольную мельницу, лесопильню в Златоусте. Мы практически ничего не знаем об этих безусловно одаренных людях, о которых можно сказать, что они из той же плеяды самородков земли русской, как Черепановы, Бушуевы, Худояровы, Аргуновы и другие.

На левом берегу Ая, чуть ниже моста, по которому проходит железная дорога к заводу (АО "Булат"), находилась Свято-Троицкая церковь, известная больше под именем Тагильская единоверческая. Каменное здание церкви, пятиглавое, с отдельной колокольней строили знакомые нам Токаревы в 1841 - 1845 гг. Кто был автором проекта - документ на этот счет найти не удалось. Возможно, тот же Ф. А. Тележников. 23 ноября 1845 г. новую церковь принимал от подрядчиков К. А. Турский - архитектор из Екатеринбурга, ранее служивший в Златоусте. Петропавловская церковь, на месте которой теперь Дворец культуры "Металлург", каменная, пятиглавая, с шатровой крышей над трехступенчатой отдельно стоящей колокольней, закладывалась в августе 1870 г. и 8 ноября 1875 г. была освящена. В Ветлужской части города, близ современной трамвайной остановки "Кузнечно-прессовый завод", на площадке, где расположен магазин Ne 28, раньше находилась Иоанна-Предтеченская церковь. Чаще ее называли просто Ветлужской. Закладывалась в июне 1880 года, освящена 6 октября 1894 г. Небольшая по размерам, она несколько отличалась от других: стены украшены резным кирпичом, колокольня шестигранная с шатровым покрытием. Вокруг была обнесена оградой, в которой, по свидетельству краеведа Г. В. Свертелова, росли тополя и кедры. Еще одна церковь - Симеоновская (в народе - Семеновская) - стояла в пристанционном районе на горке, где теперь кинотеатр "Комсомолец". Деревянная, сложенная из крупных бревен, звонница с шатровым покрытием встроена была с западной стороны в корпус церкви. Дата постройки - предположительно конец XIX века. Кроме названных православных церквей в старом Златоусте были другие: Успенская - около старого Уреньгинского кладбища, великомученика Иоанна Воина - в одном из помещений тюрьмы, училищная - в здании современного техникума имени П. П. Аносова (освящена 15 июля 1899 г.), в бывшей оружейной фабрике - для работающих. На исчезнувшей Большой Барочной улице, в частном доме, находилась старообрядческая моленная.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Ученый и просветитель Чокан Валиханов
Имена первых, да и вообще многих просвещенных омичей, связаны с Сибирским (Омским) кадетским корпусом. Это военное учебное заведение, первое в Сибири, ведет отсчет своей истории с 1813 года, когда по инициативе начальника Сибирской погран ...

Гипотеза о куманском (кыпчакском) происхождении гагаузов
В своих ранних научных исследованиях одним их первых этой гипотезы стал придерживаться видный чешский историк Константин Иречек. В более поздней своей работе «Das Fiirstenthum Bulgarien« (Prag - Wien - Leipzig, 1891, s. 144-150) автор вы ...

Народные праздники и обряды
В Сибири было принято отмечать Рождество, Новый год, Крещение, Масленицу, Троицу, Пасху, престольные праздники, а также крестины, именины, поминки и свадьбы. По праздникам пили чай с сахаром, медом и вареньем. Детям дарили орехи, семечки, ...