Культовые сооружения старого Златоуста
Главным православным Храмом в старом Златоусте был, бесспорно, Свято-Троицкий собор. Здесь приведем лишь некоторые характеристики. Строительство Собора началось весной 1835 г. и закончилось к осени 1840 г. Автором проекта был федор Александрович Тележников. В 1831 году, после окончания Российской Академии Художеств, он получил назначение на должность архитектора Златоустовского горного округа. Под его наблюдением и по его проектам строились многие производственные и административные здания. Он же составил проект колокольни Собора, которая возводилась в 1843 - 1848 гг. "Церковь каменная, пятиглавая, новейшей римской архитектуры" - так сказано в описи для передачи Собора духовному ведомству. Имелись, кроме главного престола Святой Троицы, еще два: первый - Благовещения и левый - Александра Невского. Собор вмещал до 3-х тысяч прихожан. В 1842 году, 6 июня, в праздник Троицы, новый Храм был освящен.
Все строительные работы, включая кладку колокольни, вели подрядчик Федор Савельевич Токарев и его сын Иван - крепостные князя Урусова из Нижегородской губернии. Согласно контракту они строили Собор "на собственный капитал и от себя нанятыми людьми".
Обязательство, взятое по контракту, Токаревы выполнили и получили полный расчет. Здесь, наверное, к месту заметить, что Токаревы не только строили Собор, они еще возвели Свято-Троицкую единоверческую церковь, о которой речь дальше, построили кричную фабрику, мукомольную мельницу, лесопильню в Златоусте. Мы практически ничего не знаем об этих безусловно одаренных людях, о которых можно сказать, что они из той же плеяды самородков земли русской, как Черепановы, Бушуевы, Худояровы, Аргуновы и другие.
На левом берегу Ая, чуть ниже моста, по которому проходит железная дорога к заводу (АО "Булат"), находилась Свято-Троицкая церковь, известная больше под именем Тагильская единоверческая. Каменное здание церкви, пятиглавое, с отдельной колокольней строили знакомые нам Токаревы в 1841 - 1845 гг. Кто был автором проекта - документ на этот счет найти не удалось. Возможно, тот же Ф. А. Тележников. 23 ноября 1845 г. новую церковь принимал от подрядчиков К. А. Турский - архитектор из Екатеринбурга, ранее служивший в Златоусте. Петропавловская церковь, на месте которой теперь Дворец культуры "Металлург", каменная, пятиглавая, с шатровой крышей над трехступенчатой отдельно стоящей колокольней, закладывалась в августе 1870 г. и 8 ноября 1875 г. была освящена. В Ветлужской части города, близ современной трамвайной остановки "Кузнечно-прессовый завод", на площадке, где расположен магазин Ne 28, раньше находилась Иоанна-Предтеченская церковь. Чаще ее называли просто Ветлужской. Закладывалась в июне 1880 года, освящена 6 октября 1894 г. Небольшая по размерам, она несколько отличалась от других: стены украшены резным кирпичом, колокольня шестигранная с шатровым покрытием. Вокруг была обнесена оградой, в которой, по свидетельству краеведа Г. В. Свертелова, росли тополя и кедры. Еще одна церковь - Симеоновская (в народе - Семеновская) - стояла в пристанционном районе на горке, где теперь кинотеатр "Комсомолец". Деревянная, сложенная из крупных бревен, звонница с шатровым покрытием встроена была с западной стороны в корпус церкви. Дата постройки - предположительно конец XIX века. Кроме названных православных церквей в старом Златоусте были другие: Успенская - около старого Уреньгинского кладбища, великомученика Иоанна Воина - в одном из помещений тюрьмы, училищная - в здании современного техникума имени П. П. Аносова (освящена 15 июля 1899 г.), в бывшей оружейной фабрике - для работающих. На исчезнувшей Большой Барочной улице, в частном доме, находилась старообрядческая моленная.
Похожие материалы:
Модели межэтнических отношений
Состояние этничности в полиэтнических государствах во многом зависит от характера межэтнических взаимоотношений. Существует несколько моделей таких взаимоотношений.
Модель ассимиляции. Она характеризуется ситуацией, когда на территорию н ...
Критика теории пассионарнарности
этнос исторический пассионарность исторический
В 1989 году теория пассионарности стала известна широкой публики после публикации монографии Л.Гумилева.
С одной стороны, она тут же стала неотъемлемой частью современной истории и социолог ...
Государственная политика в отношении сезонных праздников
Японии
Закон о государственных праздниках от 1948 года устанавливает официальные праздники Японии и даты их празднования. Положения закона устанавливают, что выпадающий на воскресенье праздник перемещается на понедельник. День, находящийся между ...