Культовые сооружения старого Златоуста

Страница 3

По устным рассказам, на той же Б. Барочной и на нынешней улице Ленина были две синагоги в арендованных частных домах.

Мусульманское население города имело свое культовое здание - мечеть на углу улиц Ленина и Октябрьской, примерно на том месте, где теперь школа N 3. Одноэтажное здание, объединенное в одно целое с высокой круглой башней - минаретом, было сложено из кирпича. С галереи минарета муэдзин - служитель мечети призывал верующих в определенные часы на молитву. Выступ (ниша) в стене со стороны, противоположной минарету, называемая михраб (арабское - святилище), всегда у мусульманских храмов направлена в сторону Мекки - священного города мусульман, то есть на юго-юго-запад в нашей местности. На территории, принадлежавшей мечети, находились дом муллы и подсобные помещения. Над шестигранным куполом и минаретом возвышались изображения полумесяца - символа ислама. В предреволюционные годы при мечети была начальная мусульманская школа.

Еще при А. Кнауфе - последнем владельце завода - в Златоуст были приглашены первые мастера стальных и железных дел из Германии. Переход завода на казенное управление в 1811 г. и открытие через четыре года Оружейной фабрики ускорили процесс привлечения иностранных мастеров. В 1818 г. на фабрике работали 115 немцев, а общее их число с семьями достигло 450 человек. Все они были по вероисповеданию католики или лютеране. Условиями найма немцев предусматривалось содержание лютеранской церкви. Первые службы проходили вo временном арсенале Оружейной фабрики. На плане завода 1827 г. рядом с домом горного начальника показаны: слева - католическая, справа - лютеранская церкви. Сколько лет простояла на этом месте католическая - документов нет. Но новый католический храм-костел воздвигли на Б. Немецкой улице (ул. Ленина). Его златоустовцы называли почему-то польским костелом. Начало строительства костела неожиданно обозначилось точно, когда его ломали. Местная газета "Пролетарская мысль" 21 июня 1928 года сообщала, что при этом в земле была найдена каменная плита с надписью по латыни о закладке костела в 1864 г. Доску передали в городской музей. Увы, она не сохранилась. А на месте костела выстроили жилой дом, он и сейчас стоит под N 17. Старые златоустовцы называют его "сорокаквартирным".

Лютеранская церковь, построенная рядом с домом горного начальника в 1820-е годы, более известна как немецкая кирка. Каменное здание весьма скромной архитектуры закрылось вскоре после революции. В годы нэпа в нем была биржа труда. 21 июня 1929 г. Златоустовский Окрисполком (до 1931 г. существовала административно-территориальная единица - Златоустовский округ) передал кирку в качестве строительного материала для возведения Дворца Труда. В 1932 г. он был достроен, но получил более скромное название: "Клуб "Машстрой". Теперь здесь Дворец культуры АО "Булат" (бывший ДК завода имени Ленина).

В перечень культовых построек дореволюционного Златоуста нужно еще внести часовни - небольшие сооружения без алтарей. Источники дают разные сведения о количестве часовен, но не менее 8 перед революцией. До наших дней ни одна из часовен не сохранилась.

Из великолепного созвездия культовых зданий, многие из которых, сохранившись, стали бы теперь памятниками российского зодчества, осталась и действует одна Свято-Троицкая церковь. По архитектуре своей она не претендует на шедевр.

Что же произошло? Первая пятилетка была не только пятилеткой построения фундамента социализма, она еще была началом утраты материальных и духовных ценностей народа. Именно в эти годы накатилась волна разрушения церквей, монастырей, часовен и других сооружений. И Златоуст в этом потоке не был исключением. Документы городского архива раскрывают некоторые подробности. Приведу только отдельные выдержки в дополнение к сказанному о костеле и кирке. Малый президиум Уральского облисполкома 28 января 1929 г. постановил: "Ходатайство Златоустовского окружкома о закрытии собора и использовании здания для культурно-просветительных целей удовлетворить". Комиссия по ликвидации Собора, образованная местным исполкомом, на своем заседании 13 марта 1929 г. решила передать здание музею. Уже 1 мая музей в новом помещении принимал первых посетителей. Однако наступление на Собор продолжалось: в 1932 г. сломали колокольню, а в мае 1933 г. музею предложили переехать в бывший дом горного начальника. Осенью того же года Собор начали разрушать, и к началу ноября 1933 г. от него остались только развалины.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Понятие «нация» в зарубежной и отечественной этнопсихологии
Нередко между понятием «нация» и понятиями «народ», «этнос» ставят знак равенства. В самом деле, французы есть народ, этнос, и они же являются нацией. Отсюда естественно напрашивается вывод: этническая общность (народ) и нация суть одно и ...

Кино в становлении духовной культуры русского Дальнего Востока
Кинематография — "вид искусства и развлечения XX в., представляющий собой "живые картинки", черно-белые или цветные, проецируемые на экран". В декабре 1895 г. братья Люмьер показали парижанам свое удивительное изобрете ...

Развитие письменности
Наряду с арабской у горцев в XIX веке развивалась собственная письменность. Около 1821 года соста­вил адыгскую (черкесскую) азбуку шапсуг Эфенди Магомет Шапсугов. В конце 30-х годов XIX века Гра-щилевский создал черкесский алфавит, по кот ...