Топонимы периода Романовых

Страница 1

По переписным книгам Владимирского уезда 1678 года в слободке Судогда с четырьмя деревнями Офонино, Ушаково, Степачево и Лаврово числилось 50 крестьянских дворов, в которых жило 210 человек мужского пола и 30 дворов бобыльских, а в них 72 души мужского пола. Все они были в основном православной веры. Однако, после церковной реформы патриарха Никона, в конце ХVII века власти начали преследовать раскольников и немало старообрядцев из Сибири было вывезено под Судогду. Некогда старообрячество было широко распространено в этих землях, сохранились до наших дней старообрядческие традиции в фольклоре, появился топоним: Программа кредиторской задолженности лучших бесплатных программ urrobot.tech.

Неверино, связанный с проживанием в деревне старообрядцев. Впоследствии переименована в Ягодино. Ныне исчезла.

Согласно Реформе Петра I (1708–1710 гг.), территория Владимирского края вошла частью в Московскую губернию, частью в Казанскую. Судогодский стан со слободкой Судогдой вошел во Владимирскую провинцию Московской губернии. Всю административную власть осуществлял становой пристав со своей службой. В 1764 году Судогда с деревнями перешла в ведение Коллегии Экономии, которая ведала состоянием хозяйства царской России. Также владельцами Судогодской земли в период с XVII по начало XX вв. были и князья Вяземские, Воротынские, дроряне Волжские, Небольсины, Голицыны, Храповицкие, Дубенские, Башевы, Языковы, Кудрявцевы и купцы Мальцевы, Демидовы. Отсюда появились топонимы Башево, Натальинка, Варварино, Языково, Кудрявцево, Даниловка, Демидово, Воковского, Новопетровское, Лобаново. Интересен факт, связанный с деревней Гонобилово, которая раньше называлось Конобилово, здесь разбился насмерть, упав с коня, один из отпрысков князей Воротынских.

В 1778 году Судогда получила статус уездного города по Указу Екатерины II. В 1781 году городу был пожалован Герб в виде разделенного пополам щита: в верхней его части помещен лев со скипетром и шапкой Мономаха, в нижней – на зеленом поле изображены четверо серебряных граблей. Герб символизировал основное занятие судогодцев – заготовление сена на обширных заливных лугах. Отсюда названия деревень: Травинино, Копнино (ныне исчезнувшее).

В основном среди населения были ямщики, извозчики, содержатели постоялых дворов и торговых лавок, ремесленники и священнослужители. Появились населённые пункты, получившие имена по названиям религиозных обрядов, праздников, святых, религиозных деятелей:

Борисоглеб – в честь св. Бориса и Глеба;

Ильино – в честь пророка Ильи;

Никольское – в честь Николая-Чудотворца;

Преображенский хутор – праздник Преображения Господня;

Патрикеево – в честь монаха Вассиана Патрикеева;

Воскресенское – праздник Воскресение Господне (ныне исчезнувшее);

Святец – от слова «святки», «святой»;

Николо-Дубёнки (Дубёнки) – связано с легендой явления лика св. Николая на ветвях столетнего дуба жителю этой деревни;

Ликино – от слова икона, лик;

Александрово (приписанное к Рождественскому монастырю) – в честь св. Александра Невского (до 1505 г. оно именовалось Гориглядовым).

Прохорова пустынь (бывший монастырь) – в честь св. преп. Прохора Ястребского (пустынь располагалась рядом с речкой Ястреб).

Население крестьянствовало, занималось рыбной ловлей, сплавом леса для Суздаля и Юрьев – Польского. Никакой мануфактурной промышленности не существовало. Практически все население было связано с обслуживанием Сибирского тракта – одного из главных сухопутных торговых путей России.

Глухие дремучие леса Мещерского края изобиловали древесиной, которая шла на строительство и на топливо. Недра содержали кварцевый песок, глину, белый камень известняк, болотные железные руды. Много топонимов связано с рельефом и природными особенностями местности: Бережки, Болотский, Высоково, Горки, Жуковка, Загорье, Крутец (оно же Заястребье – за рекой Ястреб), Каменец, Комары, Коростелёво, Коростелиха, Лесавино, Медведцево, Синицыно, Сорокино, Суховка, Студёнцово, Цветково, Лисы (Лисавино), Ключиково, Смолино (Копнино), Мошок (от слова «мох»), Замаричье (за рекой Марой).

В 50-ые годы ХVII столетия резко возросло количество промышленных заводов в Судогодском уезде. Обслуживали заводы крепостные крестьяне, которых приобретал заводчик.

Дальнейшее развитие Судогды связано с обслуживанием почтово-торговых трактов. Кстати, до XIV века Судогду называли «старый Ям» (почтовая служба). Здесь пересекались две Важнейшие дороги России: Старо – Саратовская (Касимовская) с Великим Сибирским путем – «Владимиркой». Сибирский путь начал действовать с момента завоевания Казани и покорения Сибири. Сегодняшнее её название – автомагистраль Москва – Нижний Новгород – Казань.

Этот тракт, до постройки чугунки от Владимира до Нижнего Новгорода, шел через Судогду и Муром. Через него прошли на каторгу и ссылку участники крестьянских восстаний, декабристы, революционеры-демократы. В наши дни осталось напоминание о знаменитой «Владимирке» – деревня Бараки, куда во время холеры свозили умирать больных арестантов, и деревня Погребищи, где хоронили неизвестных умерших. А сколько горьких слез было пролито в Судогодской тюрьме, где каторжане останавливались на ночь! Также известно, что в Судогде останавливался Радищев А.Н. по пути в ссылку. Трижды через Судогду проезжал А.С. Пушкин, направляясь в своё имение Михайловское. Возможно, эти строчки из Евгения Онегина» навеяны Судогодским постоялым двором: «Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы и блохи Заснуть минуты не дают…»

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Основание села
В год основания в селе Табаки насчитывалось 75 дворов (601 житель) [5; 122]. 18 октября 1819 года царское правительство приняло указ «Об устройстве задунайских переселенцев в Бессарабии», согласно которому каждая семья получила 60 десятин ...

Ремесла Древней Руси
Города средневековой Европы заметно отличались от древнерусских. Первые, как правило, не имели сельскохозяйственной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров. Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможност ...

Астрахань в годы ВОВ
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась труднейшим испытанием, наиболее тяжелым периодом в истории нашей страны. Астраханцы, как и весь советский народ, с первых дней войны мобилизовали усилия на оказание помощи фронту, на созда ...