Культовые сооружения старого Златоуста

Страница 1

Златоуст с первых лет после закладки завода Мосоловыми в 1754 г. формировался как многонациональное образование. Первые поселенцы: - крепостные и вольнонаемные - прибыли из тульских владений Мосоловых, вербовались из крепостных жителей - башкир и пришлого люда. В 1770 году, 3 июля, Затоустовский завод посетил крупный ученый-естествоиспытатель, академик Петербургской Академии наук П. С. Паллас. В описании своего путешествия по России он говорит, что "число крепостных здешних расширяется только до двухсот душ, потому и принуждены больше работать наемниками, .коих сей год около тысячи пятисот".

С расширением завода и введением новых производств росла численность населения и наполнялся его национальный состав. В 1865 г., когда Златоуст получил статус города и стал уездным центром, жителей в нем было 16,4 тыс. чел., а к 1897 г. - 20,5 тыс. чел. Национальный состав жителей определял приоритеты конфессий и количество культовых зданий.

Перейдем теперь к описанию самих культовых сооружений. П. С. Паллас, говоря о Златоустовском заводе, отмечал, что "жилья здесь числам до ста пятидесяти домов, изрядная деревянная церковь и жилой хозяйский дом". Вот эта "изрядная церковь" и была первой в Златоусте. Описания ее нет, но известно, что завершена она была постройкой в 1765 г. (по другим данным - в 1761 г. и даже в 1768 г.), находилась на берегу пруда, напротив нынешнего драматического театра. Простояла недолго. Крестьянское восстание под руководством Е. И. Пугачева драматическими событиями коснулось Златоуста. 31 мая 1774 года, отступая от Троицка, отряд пугачевской вольницы во главе с самим Е. И. Пугачевым на короткое время занял Златоуст. Церковь и многие другие постройки были сожжены.

Первая церковь называлась Трехсвятительской во имя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В связи с именем первой церкви необходимо сделать разъяснения, касающиеся происхождения названия нашего города. Во многих печатных источниках, в том числе и в некоторых словарях, говорится, что построенный Мосоловыми завод первоначально назывался Косотурским, и только после возведения церкви стал Златоустовским. Это ошибка, которую нередко повторяют авторы статей, мало знакомые с документами или совсем их не читавшие. А документы говорят: еще в контракте на постройку завода, заключенном Мосоловыми в Оренбургской канцелярии в 1751 году, то есть тогда, когда и завода еще не было, имя ему было уже присвоено: Златоустовский железоделательный. Наши краеведы (Ф. Я. Яблонский, В. А. Серафимов и другие) убедительно это доказали. Название же Косотурский действительно бытовало, но как этнографическое. Однако не подлежит никакому сомнению тот факт, что имя Златоусту дано в честь известного христианского проповедника Иоанна Златоуста. Почему именно его избрали устроители завода - их дело и, может быть, еще один вопрос для исследователей.

Итак, на какое-то время после ухода войска Е. И. Пугачева верующие остались без церкви. Выручил Ф. И. Ахматов - приказчик и доверенное лицо вторых владельцев завода, Лугининых. Он приспособил для религиозных обрядов каменную часовню на окраине селения. Была ли восстановлена сгоревшая церковь, в каком виде и когда, - об этом единого толкования в источниках нет. На некоторых старинных рисунках центра Златоуста она есть, но на более поздних документальных фотографиях ее уже нет.

На горке (на улице Плеханова, где теперь Дом культуры общества глухих) стояла православная Трехсвятительская церковь, более известная под именем Никольская. Она много раз перестраивалась и достраивалась, Когда-то здесь и была та самая часовня, которую, по предложению Ф. И. Ахматова, освятили как Храм. Потом расширили до церкви с двумя престолами: одним в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, другим - во имя Николая Чудотворца. Окончательный вид, в котором она просуществовала до закрытия, церковь обрела в начале 1880-х годов. Епископ Уфимский и Мензелинский Никанор 30 июня 1880 г. провел "освящение престола и литургию в приделе святого Николая в новостроящейся Трехсвятительской церкви". К началу 1886 г. завершились работы в центральной части здания, и 26 января был освящен главный престол. Каменная, с одним куполом - луковицей и отдельно стоящей трехступенчатой колокольней, окруженная красивой оградой, Никольская церковь хорошо смотрелась с разных сторон.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие материалы:

Влияние латиноамериканского этноса на современное общество
Латиносы (исп. Latinoamericanos) - это обобщённое название испано- и португалоязычных народов, населяющих территорию современной Латинской Америкии широко представленных в США, Испании, Стране кленового листа, Португалии, Италии, Федерати ...

Военные госпитали в Иркутске
Ученые-медики оказали большую помощь эвакогоспиталям, руководя там научно-исследовательской и лечебной деятельностей, консультируя раненых, выполняя наиболее сложные операции. 10 работников мединститута за выдающиеся успехи в медицинской ...

История Щучина – история Первомайской деревни до середины ХХ в.
История деревни Первомайская неразрывно связана с историей города Щучина. История Щучина началась с 11 ноября 1436 г., когда был основан костел. Одним из основателей являлся трокский воевода Петр Лелюш - о нем напоминает название деревни ...